Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века. Хельсинки: «Дом и ателье Алвара Аалто Выставка алвара аалто в хельсинки

Главная / Хранение и уход

Алвар Аалто

Алвар Аалто является ярчайшим представителем скандинавского направления стиля функционализм. Визитной карточкой архитектора стали удобные, эстетичные и функциональные здания, гармонично сочетающиеся с окружающим ландшафтом.

Алвар Аалто появился на свет 3 февраля 1898 года. В 1916 году Алвар поступает в Политехнический институт в Гельсингфорсе. Через два года он уходит солдатом на войну за независимость Финляндии. После войны он продолжает учебу, заканчивает институт и получает диплом архитектора.

В самом начале творческого пути Аалто искал новые конструктивные формы, отдавая предпочтение естественным материалам. В начале тридцатых годов архитектор переезжает в столицу, открывает фирму по выпуску предметов интерьера.

Здание газетной редакции в Турку

Первые здания были построены по проектам финского архитектора в Турку в конце двадцатых годов прошлого столетия. Постройки не отличались от иных массовых проектов — были спроектированы в форме параллелепипеда с ровными рядами окон.

Однако проект первого собственного дома, который был построен в 1934 в столице отличается наличием характерных признаков скандинавского направления функционального стиля.

Среди проектов Аалто наиболее интересными считаются следующие:

Дом культуры в Хельсинки, построенный в пятидесятые

Дом в Мунккиниеми

Дом в Мунккиниеми со стороны белой башни

Дом в Мунккиниеми, по соседству с Хельсинки, выполнял функцию студии и жилую одновременно. Между функциональными частями было четкое разграничение. Башня из белого кирпича была для работы, жилая часть располагалась на нижних этажах.

Дворец «Финляндия»

Дворец «Финляндия»

Дворец «Финляндия», являющийся наиболее известным проектом архитектора, образцом скандинавского функционализма. Это светлое строгое здание с мраморной отделкой с просторными залами.

Спроектированные в функциональном стиле здания являются яркими примерами конструкций для жизни. Они четко разделены на блоки, отвечающие конкретным функциональным задачам — работа, отдых и переходы. Скандинавский функционализм отличался тем, что всегда учитывал окружающие условия, кроме того эстетика занимала в проектировании не последнее место.

Аалто особое внимание уделял единству архитектуры и окружения здания. В проектах Алвара вы не найдете элементов декора. Если и есть какие-либо украшения, то на них возложена определенная функциональная нагрузка. В основном декоративными элементами служат технические детали такие как вентсистемы, оборудование для освещения.

Ярко выражен функционализм в проектах Аалто для постройки домов отдыха и больниц. Такие здания рассматривались архитектором как инструменты для отдыха и оздоровления.

Туберкулезный санаторий в Паймио в провинции Варсинайс-Суоми

Стоит отметить, что большое значение Аалто придавал комфортности внутренних помещений. Например система бестеневого освещения залов и библиотек. Разворачивая веером помещение к свету, архитектор компенсировал его недостаток в климате страны. Свет являлся фактором формообразования. Читальные залы, каталоги и абонементы не отгорожены друг от друга. Они образуют единое пространство, которое делится на зоны с помощью освещения. Залы выдачи и чтения книг спроектированы без окон — стены заняты книжными полками. В активе архитектора 10 неосуществленных и 12 осуществленных проектов библиотек.

Библиотека в Выборге

Интересен проект библиотеки г. Выборга. В данном проекте Аалто реализовал волнообразный поток пластин из дерева, который отличался уникальными акустическими характеристиками. Для того, чтобы книги освещались со всех сторон, Алвар сделал в библиотеке стеклянные стены и окна в потолке.

Скандинавский функциональный стиль Аалто был близок к органическому архитектурному стилю. Архитектор одновременно раскрывает свойства природных материалов и органично вписывает архитектуру в окружающую природу.

Излюбленная волнообразная форма используется Аалто повсеместно. Финскому архитектору принадлежит идея о том, что здание является продолжением пространства, а природа и архитектура являются единым целым. Его проектам характерно точное соответствие формы каждого строения его назначению, при этом здания органически сочетаются с ландшафтом.

Муниципальный центр Сяюнятсало

Творчество скандинавского архитектора отмечено созданием большого количества крупных проектов общественных зданий: это муниципальный центр Сяюнятсало, Управление пенсионного обеспечения, Дом культуры рабочих, дом северных стран в Рейкьявике. Среди культовых сооружений церковь Трех крестов в Вуоксенниска, приходские центры. Проектировал также промышленные сооружения, жилые дома и выставочные павильоны.

Церковь Трех крестов в Вуоксенниска

    Похожие записи

Архитектор Алвар Аалто (1898–1976)

Для того, чтобы на свет появилось здание-шедевр, мало гениального архитектора. Нужен еще и незаурядный заказчик. Именно в результате их сотрудничества и возникают те редкие постройки, на которые весь мир смотрит с восхищением.

История дома Карре - именно такой случай. Великий финский архитектор (Alvar Aalto) и французский арт-дилер Луи Карре (Louis Carré) создали дом, в котором все продумано до мелочей, каждая деталь уместна и нет ничего чрезмерного. Карре был сыном преуспевающего антиквара, от которого получил в наследство галерею в Париже с филиалом в Нью-Йорке.

В отличие от отца сын предпочитал старым мастерам современников: он продавал работы (Paul Klee), Хуана Гриса (Juan Gris), (Pablo Picasso) и (Le Corbusier) и был с ними всеми хорошо знаком. Однако когда дело дошло до строительства собственного дома на участке в четыре гектара, расположенном на пологом склоне холма в деревушке к юго-западу от Парижа, Карре решил, что бетонное творение Ле Корбюзье на фоне идиллического сельского пейзажа будет смотреться как вставной зуб. У Карре и Аалто было много общих друзей, а лично они познакомились в 1956 году на Венецианской биеннале современного искусства и сразу же подружились.

Фасад дома со стороны дороги

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Столовая. Обеденный стол и светильники сделаны по зскизам Аалто. Стулья, дизайн Альвара Аалто, Artek

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Арт-дилер попросил архитектора построить ему дом из натуральных материалов, который бы казался маленьким снаружи и большим внутри. «Мне нужен был дом из живых материалов, - говорил Карре. - Наверное, это была подсознательная реакция на тогдашнюю моду на архитектуру из стекла и стали. А мне хотелось камня, кирпича - потому что кирпич благородно стареет - и дерева. Именно поэтому Аалто идеально подходил мне. Он очень хорошо чувствовал материал. Я думаю, это связано с его поэтическим талантом - ведь он поэт».

В доме, построенном Аалто, преимущества этих материалов используются в полной мере. Здание стоит в самой высокой точке участка, окна основных жилых помещений обращены к саду и окрестным полям (теперь, правда, их заслоняют изрядно вытянувшиеся за полвека деревья). Само здание построено из белого шартрского известняка. Очертания односкатной кровли, покрытой темно-синим шифером, вторят рельефу участка. Самое впечатляющее помещение в доме - высокий центральный холл с волнообразно изгибающимся потолком (похожий вы можете увидеть сегодня ).

Холл. Кровля сложной формы, напоминающая волну, - любимый прием архитектора. Потолок выложен узкими планками из финской сосны. Лестница ведет в гостиную

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Этот элемент стал своего рода визитной карточкой архитектора, сама фамилия которого в переводе с финского означает «волна». Потолок отделан красной финской сосной, и свет, льющийся через окна над главным входом, выгодно подчеркивает богатую текстуру дерева. Такое расположение окон также помогло защитить от прямого солнечного света картины, висящие на стенах холла.

«Этот свод - настоящий шедевр, - говорил Карре. - Проектируя его, Аалто превзошел самого себя. Это единственный архитектор, прекрасно владеющий также мастерством плотника. Потолок холла - нечто вроде купола. С самых ранних дней архитектуры купол всегда был вершиной творчества архитектора. Но этот свод - не копия чего-то другого. Это сердце дома, самое главное в нем».

Фрагмент холла. Окна расположены под потолком - это было сделано, чтобы защитить картины на стенах от прямых солнечных лучей. За раздвижными дверями скрываются встроенные шкафы и проход в приватную часть дома, где расположены спальни

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Кухня. Фаянсовая посуда на полках сохранилась со времен Луи Карре. Мебель сделана по эскизам архитектора

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Холл служит своего рода центральной площадью дома, сюда сходятся все пути. Широкая короткая лестница ведет вниз, в просторную гостиную, из окон которой открывается вид на окрестности. Другой маршрут ведет в столовую и служебные помещения. Дверь, ведущая в приватную часть дома, почти не выделяется среди дверей встроенных шкафов. Спальни самого Луи Карре и его жены Ольги располагались на первом этаже. Наверху находились комнаты прислуги. И снаружи, и внутри дом поражает удивительной цельностью. Каждая деталь подобрана тщательно и с любовью. Карре специально ездил в Финляндию, чтобы выбрать нужную ему мебель из ассортимента марки , принадлежавшей Аалто.

Гостиная. Кресло сделано по эскизу Аалто, однако оригинальная обивка не сохранилась. Светильники были разработаны Аалто для этого дома, а позже вошли в каталог его компании Artek и стали выпускаться серийно. Письменный стол также изготовлен по эскизу архитектора. В углу - столики Piano, дизайн Алвара Аалто для Artek

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Дизайн многих предметов архитектор разработал специально для этого дома - от медных дверных ручек до необычных комбинированных светильников в столовой: они освещали одновременно и обеденный стол, и арт-объекты на стенах. Не удовлетворившись уже существующим ассортиментом своей марки, архитектор придумал для Карре множество предметов: кресла, письменные и обеденные столы, иные из которых позже пустил в массовое производство. Луи Карре прожил в этом доме до самой своей смерти в 1977 году. Сейчас здание открыто для публики - единственная постройка Алвара Аалто во Франции, ставшая одним из самых совершенных строений мастера, не перестает восхищать посетителей со всего мира своей теплотой и продуманностью. www.maisonlouiscarre.fr

Фрагмент кухни. Лестница ведет в центральный холл. Кресло, дизайн Алвара Аалто, Artek

Фото: РИЧАРД ПАУЭРС (RICHARD POWERS)

Я побывала в студии и доме культового архитектора 20 века Алвара Аалто в Хельсинки и смогла точно для себя сформулировать, как выглядит идеальный дом.

1. И студия, и дом великого финского архитектора, которому мы обязаны рождению понятия скандинавский дизайн, находятся в тихом и зеленом районе Хельсинки, куда вас привезет неторопливый четвертый трамвай.

2. Вот так выглядит студия Аалто, превращенная теперь в офис фонда, носящего имя архитектора. Когда Алвар Аалто проектировал это здание, он хотел воплотить в нем не только все присущие ему эстетические принципы, не только сделать здание удобным для работы своего бюро, но и не потревожить сложившегося уклада жилого района.

3. Дом Аалто, который долгое время совмещал в себе функции и жилого пространства, и студии, находится в пяти минутах ходьбы. И студию, и дом можно посетить с экскурсией, как это сделала я. Расписание можно найти .

4. Свои объекты Алвар Аалто считал абсолютными произведениями искусства, то есть проектировал не только само здание, но и абсолютно все его детали, продумывая нюансы отделки, освещения, разрабатывая дизайн предметов мебели и светильников.

5. Знакомство со студией архитектора начинается с кухни-столовой. Любимое место Аалто — вон там, в углу. Если вы внимательно посмотрите на эту и на предыдущую фотографию, вы заметите, как мало прямых углов встречается в конструкции: Аалто стремился к использованию более свободных, естественных линий. Аалто строил свои здания в тесной связи с природой и солнечным светом, поэтому большие окна и высокая естественная освещенностью — характерные черты большинства его объектов. Мне очень понравилась и конструкция-парус на потолке, которая даже в пасмурную погоду, совсем не редкую в Хельсинки, дает рассеянный теплый свет.

6. Кухня тоже лишена прямых углов. Вся мебель в студии производства мебельной компании Artek, основанной Аалто.

7. Второй этаж занимали архитектурные студии.

8. Если вы никогда не видели мебели Artek, вы наверняка узнаете эти гнутые фанерные элементы. Не напоминают ли вам они детали табуретов и кресел Ikea? Все верно! Но именно Аалто придумал и запатентовал эту технологию в тридцатых, когда представить себе гнутую березовую фанеру было просто невозможно!

9. Рассматривая эту фотографию презентационного зала, обратите внимание не только на гнутые фанерные детали стульев, но и на стенд с фотографиями и чертежами, на которые льется естественный свет. Здание спроектировано таким образом, что над наклонной плоскостью для представления проектов расположено окно. Гений в деталях, правда?

10. Кресла, шкафы, торшер, столик дизайна Аалто.

11. Минимальное использование прямых углов, максимальная вписанность в пейзаж и максимальное же использование солнечного света — это Аалто.

12. Дизайн середины 20 века и сейчас смотрится очень, очень свежо.

13. Здесь хорошо видна одна из деталей, по которым всегда узнаются проекты Аалто — это окна в потолке. Я недавно снимала на севере Италии виллу с панорамным остеклением и окнами в потолке и была потрясена тем, насколько больше света при одинаковых условиях льется через потолочные окна. В проекте будущего дома, который мы с мужем однажды построим, окна в потолке занимают одно из главных мест.

14. И даже ступени тут, конечно, естественных форм.

15. Мебель для своих проектов Аалто придумывал сам. Она выпускается до сих пор под маркой Artek . Например, вот это кресло было придумано в 1932 году для санатория в Паймио и носит такое же название.

16. Модель стула конца двадцатых годов.

17. Почти девяносто лет прошло, а актуальности силуэт и материалы не потеряли. Гениально, правда?

18. Торшер, дизайн 1954 года. Изогнутые линии абажура напоминают крылья ангела. Не напоминают? Представьте, как выглядит конструкция, если смотреть на нее сверху. Вышло? Если нет, рассмотрите внимательно фото номер 4.

19. 1947 год. Гнутые ножки превратились в Y-образную конструкцию. Думаю, вы заметили, где черпает вдохновение Ikea. Мне всегда нравились их простые вещи, но после того, как я познакомилась с мебелью Artek, я прониклась еще большим уважением к шведскому мебельному гиганту, делающему гениальный дизайн доступным. Ikea не создана по чертежам Аалто, но несет в массы многие его идеи.

20. Пришло время сходить в гости в дом Алвара Аалто и посмотреть, каким спроектировал жилое пространство гений скандинавского дизайна для себя и своей семьи.

21. Т.к. здание долгое время совмещало функции рабочего и личного пространства, то знакомство с домом начинается со студии.

22. Какое прекрасное единство формы и содержания! Как замечательны эти большие окна, выходящие в парк, как естественны и лаконичны мебельные формы, как натуральны цвета, как уютно и комфортно ощущаешь себя здесь.

23.

24. Помните вазу, о счастливом обретении которой я рассказывала недавно? Aalto в переводе с финского — волна. Волнообразные формы финских озер и берегов, хорошо видные на фотографии, воплотились в дизайне культового предмета интерьера.

25. Чертежи.

26. Библиотека.

27. Гостиная дома. Кресла в обивке под зебру дизайна 1936 года, доступны в магазинах Artek до сих пор всего за 3800 евро за штуку. На столе — та самая ваза.

28. Гостиная украшена подлинниками Ле Корбюзье и Фернана Леже.

29. Светильник дизайна Аалто, 1953 год.

30. Сервировочный столик, дизайн 1936 года. 1800 евро в любом магазине Artek.

31. Ваза Аалто, выпускается под брендом Iittala. 120-160 евро в зависимости от цвета и размера.

32. Столовая.

33. Гостиная на втором этаже. Как же мне нравятся эти окна, занимающие половину стены!

34. Полки по дизайну Аалто, модель 1936 года.

35. Спальня Алвара и его супруги. Архитектор был женат дважды и обе его жены работали вместе с ним. Минимум декора, максимум функциональности — я люблю такие помещения и у себя дома стремлюсь к минимальному количеству вещей, по крайней мере тех, что находятся на виду.

36. Ванная комната. Раковины спроектированы Аалто для санатория в Паймио. Две раковины, а в идеале — две ванные комнаты, обе примыкающие к спальне, — моя мечта. В новой квартире организовать так пространство не позволила планировка, но, надеюсь, впереди у нас дом и там-то я развернусь.

37. И даже ручки в этом доме привлекательны. Vapaa по-фински значит «свободно».

38. Если вы интересуетесь дизайном и архитектурой, но студия и дом Аалто — это первое, куда вы должны попасть в Хельсинки и уже потом, вдохновившись и узнав больше про принципы работы культового архитектора, гулять по городу и подмечать знаковые для Аалто детали в самых известных зданиях столицы Финляндии.

Для планирования визитов в самые известные дома, студии и объекты великих архитекторов удобно использовать сайт iconichouses.com . Пользуйтесь на здоровье!


Специализированный музей дизайна и архитектуры отца северноевропейского модернизма Алвара Аалто в городе Ювяскюля – один из интереснейших музеев этого города. Чтобы познакомиться с работами этого великого архитектора и дизайнера, можно не только посетить музей, расположенный по адресу Alvar Aallon katu 7, но и совершить прогулку по Ювяскюля: более 20 зданий в этом городе построены по его проектам.

Посетить музей Алваро Аалто можно во время поездки в Финляндию. Многие уже проверили на себе тот факт, что Финляндия на выходные – идеальное место отдыха. Тем более, что добраться до самых красивых мест Финляндии, в том числе до Ювяскюля, можно всего за несколько часов на поезде, автобусе или автомобиле из Санкт-Петербурга, или даже на самолете из Хельсинки. Также до Ювяскюля можно доехать всего за 3 часа на скоростном поезде из Хельсинки или напрямую на автобусе из Санкт-Петербурга всего за 10 часов.

Основная экспозиция этого удивительного музея под названием «Алвар Аалто. Архитектор» познакомит с жизнью Алвара Хуго Хенрика Аалто, замечательного человека, талантливого архитектора и дизайнера, которая пришлась на нелегкое время борьбы Финляндии за независимость, а также Первую и Вторую мировые войны. Прожил архитектор 78 лет с 1898 до 1976 года. Алвар Аалто с детства полюбил природу, старался относиться к ней трепетно, так как вырос архитектор в окружении финской природы, в семье лесника. Дерево стало его любимым материалом для творчества.

Большая часть его творений воплощена в жизнь в Ювяскюля.В 1923 году Алвар Аалто, через 2 года после окончания университета, путешествия по Европе и участия в выставке в Тампере, открыл в Ювяскюля свою проектную мастерскую. Одной из его первых и самых ярких работ в стиле неоклассицизма стал Рабочий клуб в Ювяскюля, возведенный первые годы работы его творческой мастерской, в 1923-1925 годах.

В творчестве Алвара Аальто выделяют так называемые «красный» и «белый» периоды. Архитектор всегда искал возможность гармонизировать все элементы своих строений с природой, долго выбирал световое оформление интерьеров. Его здания «белого» периода считаются настоящим воплощением «духа Севера», а красные здания особенно эффектно смотрятся зимой, радостно и ярко наполняя собой пространство, в которое они всегда органично вписаны автором. Алвар Аалто работал также и в стиле фукционализма, проектируя общежития, «минимальное» жилье, также по его проектам в Ювяскюля построено больше десяти гостиниц, загородные коттеджи и кемпинги. Одним из самых необычных творения Алвара Аалто в Ювяскюля является спроектированная и построенная им совместно со своей женой дача - Экспериментальный дом в Мууратсало, куда три раза в неделю можно попасть с экскурсией, по предварительной записи.

Здания, спроектированные Алваром Аальто вы можете встретить в Хельсинки, в Выборге, в США. Одним из самых известных его творений стал белоснежный дворец «Финляндия» в Хельсинки, по форме схожий с роялем.

Увидеть со стороны творения Алвара Аальто мало, ведь архитектор проектировал здания полностью: и снаружи и изнутри, все до мелочей, включая светильники, мебель, вазы и пепельницы. Производство осветительных приборов Алвара Аальто работает и сейчас, а фильм об этом производстве можно увидеть в кинозале музея.

Кроме постоянной экспозиции, в музее всегда можно ознакомиться с работами других дизайнеров на временных экспозициях, событиями современного мира дизайна и архитектуры. Экскурсии по музею проводятся не только на финском, но и русском, испанском и английском языках, по пожеланию группы. Кроме экскурсии по музею, можно всегда заказать экскурсию на другие Аалто-объекты.

Время работы музея: с 11 до 18 часов в будние дни.

Хельсинки: «Дом и ателье Алвара Аалто»


К северо-западу от центра финской столицы находится район Мунккиниеми / Munkkiniemi, вошедший в состав Большого Хельсинки в начале 20-го века. В 1914-м году из центра Хельсинки в Мунккиниеми была проложена трамвайная линия, но строительство на новых городских территориях надолго остановила война и последовавшие за ней события. Освоение района продолжилось лишь во второй половине 1920-х.


В 1935-м году Алвар Аалто, переехавший двумя годами раньше в столицу из Турку, купил для своей семьи в Мунккиниеми участок земли для постройки собственного дома. Ровно через год после покупки земли дом уже был полностью готов для проживания, и Алвар Аалто с женой, дочерью и сыном переехал из съёмной квартиры в свой собственный дом.



Первоначально архитектор планировал выстроить здесь только жилой дом, но очень скоро Аалто пришёл к решению совместить семейное жилище и своё бюро, при этом чётко разделив рабочее и приватное пространства.


Двухэтажный дом имеет форму латинской буквы «L».




При этом в более коротком «основании» буквы расположен офис, а длинную верхнюю часть занимает собственно жилая квартира.




Внешние стены дома представляют собой комбинацию из грубо оштукатеренного, выкрашенного в белый цвет кирпича и очень тёмного дерева.




Главный вход в дом ведёт непосредственно с улицы. При этом на открытом уличном фасаде находятся всего два окна: одно - лестничное, второе - комнаты секретарши.




Частная территория закрыта от глаз прохожих глухим кирпичным забором.




В этот глухой двор в сторону улицы выходит только окно кухни.




Дом с трёх сторон окружён небольшим садом, и сад по максимуму связан со всеми помещениями дома.




Сам дом стоит на вершине холма, под которым находится большое спортивное поле, обустроенное ещё в начале 20-го века для находившейся по соседству кадетской школы. Придомовый сад семьи Аалто имеет два уровня.




На верхнем уровне обустроено небольшое патио, на которое можно выйти непосредственно из комнат первого этажа.




Сбоку от патио находится крытая лоджия. На втором этаже дома есть ещё и большая открытая терраса.




В доме имеется сразу несколько входов: главный, несколько выходов непосредственно в сад и отдельная дверь для прислуги, устроенная не по причине снобизма хозяев, а исключительно ради заботы о соблюдении приватности жизни прислуги.


За главной входной дверью находится прихожая, из которой дверь справа вела в кабинет секретарши (сейчас там касса музея). Из секретарского кабинета сотрудники бюро, а их в разное время было от 10 до 20 человек, попадали непосредственно на свои рабочие места.




Большое и светлое помещение ателье занимает в высоту два этажа.




Рабочие места сотрудников освещаются большим окном, поднятым на верхний уровень.




Для себя маэстро обустроил уголок, освещённый двумя окнами, выходящими в сад.




Ателье обогревалось большим камином, перед которым стоит спроектированный Аалто диван.




Короткая лесенка слева от камина ведёт в маленькую комнатку, служившую библиотекой.



Ещё одна лестница ведёт на галерею, по которой можно пройти на открытую верхнюю террасу, а через неё попасть на второй этаж жилой части дома.




Третья узенькая лестница в углу ателье ведёт вниз, в находящуюся в цоколе здания сауну.


Широкая сдвижная деревянная перегородка отделяет рабочее ателье от гостиной семьи Аалто.




Попасть в гостиную можно и из прихожей.




Огромные панорамные окна комнаты обращены в сад. На этой же стене есть дверь, ведущая в прилегающее к дому патио.


Противоположная от окна стена выложена крашеным белой краской кирпичом. Да, оказывается, и модные кирпичные стены, и сдвижные перегородки, впрочем, как и многое другое, придумали уже задолго до нас.



Алвар Аалто во всех своих постройках, начиная от частных жилых домов и заканчивая огромными общественными зданиями, всегда выступал не только как архитектор, но и как дизайнер интерьеров. Он сам придумывал мебель, светильники, сантехнику. Изготовлялись все предметы интерьера на созданной Аалто фабрике «Артек», кстати, существующей и поныне.






При этом работы Аалто никогда не были просто бестолковыми арт-объектами, ему всегда удавалось совместить эстетику, функционал и комфорт.






Постоянным партнёром по дизайну была его первая жена, тоже архитектор по профессии, Айно Аалто. Её главным увлечением было стекло. Айно умерла в 1949-м году в возрасте 55 лет, а созданные ею вазы и стаканы стали классикой дизайна и до сих пор выглядят актуально и стильно.


Естественно, в собственном доме Айно и Алвар по максимуму использовали свои собственные творения.






Сейчас очень многие предметы мебели и светильники активно копирует небезызвестный шведский концерн, но вот только качеством материалов и исполнением ему до подлинников, увы, как до Луны.




Стены гостиной украшают полотна, подаренные Аалто его друзьями-художниками.


Гостиная плавно переходит в небольшую столовую, центральное место в которой занимает стол.



Вокруг стола стоят старые итальянские стулья, которые Айно и Алвар купили в Венеции во время свадебного путешествия.




Эти стулья и рояль в гостиной, пожалуй, единственные предметы, созданные не самими хозяевами дома.


Одну стену столовой занимает большое окно, обращённое в сторону сада.




А вот противоположную стену заменяет хитроумной конструкции двусторонний буфет, в полки и ящики которого можно залезть и со стороны столовой, и со стороны кухни. Кроме того, в буфете есть сдвижная перегородка, закрывающая или открывающая сквозное окошко.




Дверь рядом с буфетом выходит в узкий коридорчик, который ведёт из прихожей в хозяйственную часть дома. По другую от столовой сторону коридорчика расположена кухня, а за ней две комнаты для прислуги.




Узкая лестница ведёт из прихожей на второй этаж.



Лестница приводит в проходное помещение, служившее семье исключительно приватной общей комнатой.



Общая комната второго этажа не имеет входной двери и представляет собой просто открытое пространство.




В этой комнате члены семьи любили читать, дети здесь часто делали домашние задания.




Всю внешнюю стену занимает большое окно. В правой стене находится дверь, ведущая на террасу второго этажа.



Напомним, что на эту же террасу можно попасть с галереи ателье.






В стене слева находятся две двери, ведущие в комнаты дочери и сына. Изначально это была одна большая детская, но когда дети немного подросли, родители решили обеспечить каждого из детей личным пространством.




Левая половина бывшей детской была оборудована в комнату дочери.




Правая половина досталась сыну.












В углу этой же левой стены расположен вход в спальню супругов.







К спальне примыкает небольшая гардеробная.



Справа от лестницы, тоже в углу, находится вход в гостевую комнату.








Мы уже говорили, что общая комната второго этажа представляет собой открытое пространство. Лишь камин и экран из деревянных планок отделяет комнату от узкого прохода, в котором расположены две двери, ведущие в ванную и туалет.




Ванная комната оборудована ванной, двумя раковинами и биде.




Кстати, форму раковин Алвар Аалто разработал сам несколькими годами раньше для построенного им санатория в Паймио. Благодаря такой непривычной, по крайней мере, в то время, форме льющаяся вода не создаёт шума.





Алвар Аалто прожил в созданном им самим доме 40 лет вплоть до своей смерти в 1976-м году. В этом доме выросли его дети, сюда через три года после смерти жены Айно он привёл свою вторую жену Элиссу, которая, кстати, тоже была архитектором.


Видимо Аалто был полностью доволен «своей крепостью», так как ни о каком новом жилище он не помышлял, да и в этом доме никаких существенных перестроек не затевал. Его дом и на самом деле получился удобным, функциональным и, несмотря на минималистичные интерьеры, а может как раз благодаря им, производит впечатление уютного семейного дома.


Алвар Аалто умер в 1976-м году. До 1994-го года в доме продолжала проживать его вторая жена Элисса Аалто. После её смерти дом стал собственностью Фонда Аалто. В начале 2000-х в здании провели капитальный ремонт, и в 2002-м году в бывшем доме именитого финского архитектора открыли мемориальный Дом-музей.


Музей расположен по адресу Riihitie 20. Добраться до музея от Сенатской площади можно за 20 минут на трамвае номер 4.

© 2024 locusterra.ru -- ОхотаГуру - Информационный портал