Русские архитекторы XVIII—XX вв. Архитектура первой половины XVIII века Русские архитекторы 18 19 века

Главная / Снаряжение
Опубликовано: Июль 4, 2014

Архитекторы России второй половины 18 века

Вторая половина XVIII века в отечественной истории - это стабилизация политической системы России после затянувшейся эпохи дворцовых переворотов, долговременное правление Елизаветы Петровны и Екатерины II. Основным художественным стилем становится классицизм.

Василий Иванович Баженов (1738-1799) - человек, который целиком и полностью отразил идеалы, успехи и промахи своей эпохи. Уроженец Калужской губернии. Сын сельского псаломщика. Был отдан на обучение в Славяно-греко-латинскую академию. Обратил на себя внимание своими успехами в науках. Его рекомендовали в школу Ухтомского, откуда вышли все крупнейшие архитекторы той эпохи. Дружил с Фонвизиным и Новиковым. Обучался в Париже и Риме. В Петербурге Баженов не был востребован в полной мере, поэтому переезжает в Москву. Там он занимается ремонтом и реконструкцией кремлевского ансамбля. Это было именно та работа, которой ждал Баженов. Однако проекту не суждено было осуществиться в полной мере, что стало страшным ударом для архитектора.

Дом Пашкова в Москве (1784-1786) - сооружение, считающееся творением Баженова. Тем не менее, серьезных документов, подтверждающих авторство Баженова, не сохранилось. Лишь устная молва приписывает это здание именно Баженову. Это одно из зданий теперешней Государственной библиотеки. Дом был построен по заказу сына денщика самого Петра Первого. Человек был с причудами, достаточно богатый, чтобы позволить себе необычный проект в центре Москвы прямо напротив Кремля. Долго время именно Дом Пашкова был единственным местом, откуда можно было с высоты посмотреть на Кремлевские башни. Центральный объем с колонным портиком и круглой башенкой-ротондой наверху, и боковые флигели, которые, являясь единой частью этого дома, все же напоминают распахнутые крылья, как будто растворяются в окружающем воздухе и ландшафте; как будто позволяют этому зданию, раскинувшись, иначе дышать, жить, лететь над Москвой. Бригадир Пашков небольшой сад перед своим домом превратил в оранжерею, в зоопарк, где в клетках и на свободе пребывали попугаи, павлины, бродили дикие звери. И люди приникали к решеткам ограды, любуясь этим фантастическим зрелищем. И садом, и диковинными существами, и домом, в котором одиноко жил нелюдимый владелец всей этой красоты. Композиционную основу здания составляет схема, присущая тогдашним помещичьим усадьбам. Центральный трехэтажный корпус благодаря одноэтажным галереям соединен с двухэтажными боковыми корпусами. Двухмаршевая лестница спускается от центрального корпуса вниз с холма. Все части композиции являются самостоятельными и завершенными. Пилястры служат украшением для стен дома. Четырехколонные портики акцентируют центр главного и дворового фасадов. По сторонам поставлены статуи. Венцом здания служит бельведер круглой формы, который окружает ионическая колоннада. Край крыши декорирован балюстрадой с вазами. Боковые корпуса, где расположены колонны портиков с фронтонами, исполнены в традициях ионического ордера. Так начал зарождение новый для русского искусства художественный стиль - классицизм.

Инженерный (Михайловский) замок в Санкт-Петербурге (1780-1797). До 1823 года замок назывался Михайловским и получил свое название от встроенной в него церкви архангела Михаила. Это прихотливое сооружение имеет в плане квадрат с округленными углами, в который вписан восьмиугольный двор. Оно казалось странным современникам, привыкшим к классицистским постройкам. Горожан удивляли необычная обработка фасадов и красный с белым цвет здания, никогда не использовавшийся в классицизме. Дворец был построен как неприступный замок, окруженный рвами и подъемными мостами. Автором изначального проекта был сам император Павел I, который очень внимательно следил за постройкой дворца, где по роковому стечению обстоятельств и был убит заговорщиками.

Матвей Федорович Каза­ков (1738-1812) Здание Сената в Московском Кремле (1776-1787). Общий план здания получил компактную и вместе с тем геометрически простую форму треугольника. Она включает внутренний двор, который разделен несколькими поперечными корпусами на три части. Главный фасад оформлен в виде четырехколонного портика с фронтоном. Здесь же находится вход в центральную часть двора. Круглый купольный зал - смысловой центр всей композиции Сената. Колоннада, выполненная в традициях ионического ордера, располагается на высоком рустованном цоколе. Ее венчает мощный раскрипованный карниз. Над ним прямо на барабане находится купол круглого зала. Архитектору удалось орагически включить здание Сената в Кремлевский архитектурный ансамбль. Своеобразие композиции заключается в том, что сам купол круглого зала находится на одной оси с Сенатской башней Кремлевской стены.Последняя обозначает поперечную ось Красной площади. Таким образом, возникает единый гармонический образ Кремля.

Бартоломео Растрелли (1700-1771), которого в России звали на собственный манер Варфоломеем Варфоломеевичем, наиболее яркая фигура середины XVIII столетия, работавший в стиле русского барокко.

Большой Екатерининский дворец в Царском Селе (1752-1757). Эта сложная по своей композиции постройка, созданная на месте старого дворца. Здание подведено под одну крышу. Все корпуса прежнего дворца выровнены. Это превращает бывшие галереи в большой зал и высокие парадные апартаменты. Снаружи правый угол здания над парадным входом венчает купол с одной главой. Этому куполу на другом конце дворца отвечает пятиглавие церкви. Композиция интерьеров дворца построена на эффекте бесконечной протяженности анфилады залов, гостиных и других парадных помещений. Грандиозный дворец отличается исключительным великолепием пластической и декоративной обработки. Его фасады насыщены богатейшими лепными украшениями. А краска здания построена на сочетании интенсивного синего цвета стен, белого - архитектурных деталей, позолоты - скульптур и куполов.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге (1754-1762). Это здание - апофеоз стиля барокко. В плане это простое каре с внутренним двором. Его фасады обращены к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Фасады дворца образуют как бы складки бесконечной ленты. Каждый фасад архитектор решает по-своему, варьируя пышную отделку и изменчивый ритм колонны. Ступенчатый карниз повторяет все изломы стен. Грандиозны размеры здания - в нем более тысячи помещений, расположенных анфиладами, украшенных резьбой, лепкой и позолотой. Главная лестница - один из самых роскошных интерьеров Зимнего дворца. Она занимает огромное пространство во всю высоту здания. Плафон с изображением богов Олимпа создает яркий красочный акцент. Интерьеры, оформленные Расстрелли, всегда носили сугубо светский характер. Таково решение и большой церкви Зимнего дворца. Ее интерьер представляет собой как бы большой дворцовый парадный зал, разделенный на три части. Центральная часть завершалась великолепным резным иконостасом.

Петергоф. Главное значение здесь имеют фонтаны и собственно сама вода. Они приводятся в действие естественным напором воды, подающейся с ропшинских высот. По словам художника Александра Бенуа, Петр строил резиденцию царя морей. Фонтаны являются символическим выражением водяного царства, туч и брызг того моря, которое плещется у берегов Петергофа. Система фонтанов и водных каскадов украшена многочисленными скульптурами. Фонтан «Самсон» выполнен выдающимся скульптором Козловским.

Ж. Б. Валлен-Деламот и А. Ф. Кокоринов. Академия художеств (1764-1788). Она занимает в общей сложности целый квартал на набережной Невы. Постройка соответствует строгому плану, который представляет собой с вписанным в него кругом. Круг призван служить двором для прогулок. Постройка является равновысокой и состоящей из четырех этажей. Они разделены попарно и образуют несущую часть здания, а также его облегченный верх. Веяния времени невозможно не ощутить и в принципиально новом решении орнамента- строгом и геометризованном. Отношение к традиционной ордерной системе также становится более каноничным.

Иван Егорович Старов (1745-1808) - еще один архитектор, работавший в рамках классицизма. Ему принадлежит Таврический дворец, выстроенный для фаворита императрицы Екатерины II - светлейшего князя Потемкина-Таврического. Само же строительство знаменовало факт его победы над турками-османами. Дворец строился шесть лет и был построен в 1789 году. Вестибюль был украшен яхонтовыми и гранитными столпами. В купольном зале стояли фаянсовые голландские печи, украшенные лазурью и золотом. В центре была огромная екатерининская зала - Зимний сад. Сама императрица любила бывать здесь. Устраивались международные приемы, проводились роскошные балы. При дворце была оранжерея, в которой выращивали арбузы, дыни, персики круглый год. Император Павел отдал дворец конногвардейцам. Паркет был разобран и увезен в строящийся Михайловский замок. Именно здесь в 1906 году была впервые учреждена Государственная дума.



- Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)

Комментарий:

С приходом к власти Екатерины II в России начал развиваться классицизм - стиль, заимствованный у Европы. Здание Адмиралтейства в Петербурге.

К середине 18 века в российском обществе сформировалось мировоззрение, которое способствовало развитию классицизма в архитектуре России, в моде были идеи рационализма, возрос интерес к античности. Другой предпосылкой утверждения нового стиля было создание абсолютистского государства просвещенной монархии.

Это было время развития страны, большого строительства, которое требовало более рационального подхода к декору зданий, унификации, что обеспечивал новый стиль благодаря простоте форм, строгости отделки, отсутствию излишеств и наличию единых канонов.В стиле русский классицизм строили казенные и общественные заведения, государственные и административные здания, дворцы, а также городские и загородные дома-усадьбы.

Здание Адмиралтейства в Петербурге. Строительство начато в 1704 году по чертежам Петра I. В 1711 году в центре главного фасада построена башня со шпилем с корабликом. В 1732-1738 гг. построено каменное здание Адмиралтейства. Арх. И.К.Коробов. Кораблик-флюгер поднят на шпиль на высоту 72 м.

Особенности русского классицизма в архитектуре определялись личностью императора, его отношения к искусству, периода развития страны.

Различают екатерининский ранний классицизм, екатерининский строгий классицизм, александровский классицизм.

Архитекторы, шедевры русского классицизма

Среди ярких представителей русского направления стиля особого внимания заслуживает творчество: В. Баженова (1738 - 1799), М.Казакова (1738 - 1812), И. Старова (1748 - 1808).

В ранний период классцизма в его развитии играли большую роль Ж. Валлен-Деламот , А. Кокоринов , построившие Академию художеств в Петербурге (1764 - 1788). В некоторых элементах фасада еще чувствуется влияние барокко (есть вогнутые и выпуклые элементы, лепнина, статуи), однако на фасаде появились пилястры, колонны рассредоточены вдоль всего фасада.

Академия художеств в Петербурге. Ж. Валлен-Деламот, А. Кокоринов. 1764 - 1788 гг.

Архитектор Антонио Ринальди построил Мраморный дворец в Санкт-Петербурге, (1768—1785).

Мраморный дворец. Арх. А. Ринальди. 1768—1785 гг.

Василий Иванович Баженов

В. И. Баженов (1735 - 1799) получил образование за границей, где в то время в моду входил новый стиль. Вернувшийся в страну Баженов стал внедрять классицизм в России.

По приказу Екатерины он занялся перепланировкой Большого Кремлевского дворца в Москве: императрица планировала превратить Кремль в подобие римского Форума. Работа над проектированием продолжалась до восстания Пугачева, затем проектирование прекратилось.

Сохранившиеся чертежи и проекты, как считают историки, оказали большое влияние на дальнейшее развитие российской архитектуры. По проектам Баженова дворец должен был иметь протяженные фасады с колоннадами на высоких цоколях. По его задумке дворец должен был стать центром площади, где расположилась бы Коллегия, театр, трибуны для собраний, Арсенал, что реализовало бы задумку императрицы и отражало бы идею гражданственности по римскому образцу.

Одно из самых известных сооружений Баженова в стиле русский классицизм - дом Пашкова в Москве (1784 - 1786 гг.). Парадный въезд в дом выходил в Староваганьковский переулок, главный фасад здания - на улицу Моховую. У здания было два фасада: торжественный, выходящий на проезжую часть, и для внутреннего пользования, обращенный во двор. Дом оформлен балюстрадой с вазами, орнаментом, пилястрами ордерной системы, рустами с арками цокольного этажа.

Здание имело декорированный круглый купол с парными колоннами. Боковые флигели видно были решены как портик с фронтоном. Разнообразны ордерные решения разных этажей, флигелей и главного корпуса. Здание было построено для капитан-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Егоровича Пашкова - сына денщика Петра I. В романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" терраса дома Пашкова описана как место встречи Воланда и Азазелло.

Дом Пашкова. Москва. 1784 - 1786 гг. Арх. В. Баженов.

Другие строения Баженова: церковь в селе Стоянове, в селе Быкове, в селах Виноградове, Михалкове, дом Юшкова на углу Мясницкой улицы в Москве с полукруглой ротондой , выходящей на улицу. При Павле I Баженов принял участие в работе над Михайловским замком в Петербурге.

Михайловский замок строился как парадная резиденция императора Павла I. Название получил в честь Архангела Михаила. С 1823 года здесь разместилось Николаевское Инженерное училище, и замок стал называться «Инженерный». Дворец сочетает в себе черты русской и европейской архитектуры.

Проект дворца был разработан архитектором В. Баженовым по поручению Павла I. Строительством руководил архитектор В. Бренна. В создании проекта принимал участие сам Павел I. Среди помощников Бренна были Ф. Свиньин и К. Росси, Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников. Также на стадии создания проекта в нем участвовал А.-Ф.-Г.Виолье.

Инженерный замок. Павильон (1797—1801 гг.)

Матвей Федорович Казаков

М.Казаков - яркий выразитель идей русского классицизма в архитектуре (1738 - 1812). Он был помощником Баженова при проектировании Кремлевского комплекса.

Казаков не окончил ни Академии, ни университета, но позже сам основал первое архитектурное училище. Всего Казаков построил около 100 зданий.

Наиболее известное строение Казакова в стиле русский классицизм - здание Сената в Кремле (1776 - 1787). Треугольная форма вписана в комплекс уже имеющихся зданий Кремля. Вершина треугольника стала круглым залом с огромным куполом (в диаметре - 24 метра и высота 28 метров). Купол ориентирован на Красную площадь, определив центр всей площади. Протяженный фасад равномерно расчленен крупными деталями ордера. Портал оформлен в виде портика со сдвоенными колоннами и треугольным фронтоном. Сочетание портика с фронтоном и круглым куполом станет традиционным для русского классицизма.

Здание Сената. Кремль. Москва. Арх. М.Казаков. 1776 - 1787гг.

Другим не менее известным заданием, спроектированным М. Казаковым является Голицынская больница (Первая градская) на Калужской улице (1796 - 1801) (ныне Лениский проспект). В центре строения мощная колоннада дорического ордера, треугольный фронтон, над которым возвышается церковный купол.

Голицынская больница на Калужской улице (1796 - 1801гг.). Арх. М.Казаков.

Петровский путевой дворе ц на Петербургском шоссе - не менее знаменитый шедевр гениального архитектора. Петровский дворец имеет черты романтического стиля в соединении с русским классицизмом. Красный цвет кирпичного фасада сочетается с белым декором в восточном стиле.

Петровский путевой дворец.

Зодчий строил и городские усадьбы. Обычно они представляют собой крупные массивные здания, практически лишенные декора с колонным портиком. Обычно дом располагался в глубине обширного двора, а флигели и ограды выходили на красную линию улицы.

Известными усадьбами работы Казаковы были дом заводчика И. Демидова на Гороховой, дом заводчика М. Губина на Петровке, усадьба Барышниковых на Мясницкой.

Иван Егорович Старов

Самое знаменитое строение Старова в стиле русский классицизм - Таврический дворец на Шпалерной улице в Петербурге (1783 - 1789). Состоит из главного корпуса и боковых флигелей. Такая схема проекта станет основной для строительства учебных заведений и царских дворцов времен классицизма. Фасад дворца выглядит строгим, украшен дорической колоннадой шестиколонного портика, портик увенчан куполом.

Таврический дворец.

Джакомо Кваренги

Д. Кваренги - представитель строгого классицизма в архитектуре России. Итальянец Кварнеги (1744 - 1817гг.р), приехавший в Россию в 80-е гг.

Основные принципы, которых придерживался зодчий в своих работах:

Схема жилого или административного здания в его проектах включает центральный корпус и два симметричных флигеля, соединенных с центральным корпусом прямыми или скругленными галереями.

Здание представляет собой параллелепипед и обычно имеет три этажа. Центральный корпус украшен портиком. Например, здание Академии наук в Петербурге , новое здание Института Благородных девиц .

- Смольный институт . Портик увенчан фронтоном, крайние точки которого архитектор подчеркивал вертикалями статуй.

Смольный институт.

В фасадах отсутствуют богато декорированные угловые композиции. Плоскости ничем не украшены.

Окна прямоугольные или трехчастные, оконные проемы без обрамления, иногда увенчаны треугольными фронтончиками - сандриками.

Колонны отодвинуты от стены, лишены каннелюр.

Эти принципы Кваренги реализовывал в своих постройках в стиле русского классицизма.

Картина «Александровский дворец». Художник А.М. Горностаев. 1847. Из коллекции музея Эрмитаж.

Винченцо Бренна

Итальянский архитектор Винченцо Бренна (1745—1820) работал в России в 1783—1802 гг. Участвовал в строительстве Михайловского замка в Санкт-Петербурге (совместно с В. И. Баженовым), дворцов в Павловске и Гатчине (Большой Гатчинский дворец).

Большой Гатчинский дворец.

Чарльз Камерон

Чарльз Камерон (1740 - 1812) приехал в Россию в 1779 г. К работе зодчего в стиле русского классицизма относится комплекс в Царском селе (пристроенный к дворцу, созданному Растрелли), в который вошла Камероновая галерея .

Камероновая галерея имеет широко расставленные тонкие колонны ионического ордера, которые придают легкость верху, вознесенному на аркадах, облицованных серым пудожским камнем. Основу образа составляет контраст шероховатой грубой поверхности облицовки и палевого тона стен, белыми филенками и медальонами.

Камероновая галерея.

Другая работа Камерона - Павловский ансамбль . За основу зодчий взял итальянскую виллу с плоским куполом. Дворец представляет собой квадрат с круглым залом в центре, галереи охватывают пространство двора.

Павловский ансамбль. Архитектор Камерон.

Классицизм в архитектуре России сыграл большую роль в создании облика Москвы. Петербурга и провинции. Созданные два века назад здания до сегодняшнего дня сохраняют свою привлекательность, в них размещены учебные и государственные заведения, музеи.

Русская архитектура 18 века связанна преимущественно с тремя архитектурными направлениями. Это, прежде всего барокко, рококо и классицизма.

Барокко – это направление в искусстве, основными чертами которого является пышность, контрастность, а так же совмещение реальности и иллюзий. Мастера работы в стиле барокко, оставили большой след в русской архитектуре 18 века. Фамилии Трезини, Шлютера, Мичетти, Земцова, Растрелли, Чеванского и Ухтомского навсегда остались в истории русской архитектуры .

Стоит отметить, что ансамбли Зимнего дворца, дворца Строгановых, Смольного монастыря, Царского села и оформление Петергофа – это шедевры произведения стиля барокко.

Рококо – архитектурный стиль, который возник путем сочетания барокко и классицизма. Этот стиль несет в себе утонченность и галантность и характерен в основном для оформления интерьеров.

В 18 веке, в русской архитектуре , происходит становление нового явления – «русского классицизма». Русский классицизм – это направление архитектуры, для которого характерна простота и строгость, а так же рациональность. Большое количество построек в стиле русского классицизма находилось в Москве. Дом Пашкова, Царицынский комплекс Бажева, здания Сената, дом князя Голицына и многие другие постройки. Сегодня эти здания являются памятниками русской архитектуры 18 века .

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница века, задуманная как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого “прусского образца” , т.е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен строившихся зданий без существенного снижения прочности зданий. Например, во дворце А. Меншикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Все это не замедлило дать результаты. Город был создан в рекордные сроки, временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. К концу царствования Петра I он уже удивлял приезжих иностранцев величием и красотой. В созданном в 1751 г. труде о Петербурге автор имел основание записать: “сей град столько распространен, приукрашен и возвеличен, что перед многими великими и древностью превозносящимися городами в Европе имеет знатное преимущество” . В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующий его основой. План П. М. Еропкина (1737) и последующие за ним проекты закрепили эту закономерность развития города. Качественно новое лицо приобрели и петербургские площади. Они получили географические очертания с обстройкой их протяженными фасадами гостиных домов, коллегий и других общественных зданий. Так выглядела Троицкая площадь на Петроградской стороне. В середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и церквей. Причем в их виде вместо шпилей появились подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеобразности, отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и несвойственные ему ранее живописный характер. “Регулярная” российская столица Петербург становится символическим воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка. Сферой, где также обретался опыт регулярного регламентированного строительства, были основанные в первой половине века “города-крепости” и “города-заводы” . Особое значение имел опыт строительства Таганрога, Воронежа, Азова, перепланировки таких городов как Оренбург, Тверь и многих других.
Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771г.) , сын итальянского скульптора К. Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV, однако архитектурно-строительный опыт приобрел в России. Будучи одаренным художником, он сумел проявить себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение “обер-архитектора” . Его творчество достигло апогея в 1740-1750 г. Наиболее известные его творения - это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764 г.) , созданный в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М. И. Воронцова и С. Г. Строганова в Петербурге, но в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 гг.) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце) , во многом-многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем, работавшим в России, был Антонио Ринальди (1710-1794 гг.) . В своих ранних постройках он еще находился под влиянием “стареющего и уходящего” барокко, однако, в полной мере можно сказать, что Ринадьди - представитель раннего классицизма. К его творениям относятся Китайский дворец (1762-1768 гг.) , построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 гг.) , относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.) , ставший загородной резиденцией графа Г. Г. Орлова. А. Ринальди выстроил также несколько православных храмов, сочетавших в себе элементы барокко - пятиглавие куполов и высокой многоярусной колокольни. Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора Коробова - КокориновА. Ф. (1726-1722 гг.) . К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма, принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 гг.) . Необычайно красивый фасад и многофункциональные кабинеты и залы этого здания соответствовали все возрастающему престижу русского искусства. Известным московским архитектором, украсившим облик Москвы по праву считается БаженовВ. И. (1737-1799 гг.) . Начальные познания в зодчестве он получил в архитектурной школе Д. В. Ухтомского и в гимназии Московского университета. Дипломат Французской академии художеств, присвоение звания профессора Римской национальной академии искусств, членство в Флорентийской и Болонской академиях художеств - поистине мировое признание его таланта. По возвращении в Петербург (1765 г.) В. И. Баженова избрали академиком Петербургской Академии художеств, а в 1799г. он стал ее вице-президентом. К первым работам В. И. Баженова относятся строительство здания петербургского Арсенала (ныне не существует) и до сих пор не разгаданный проект Смольного института (не осуществлен) . С 1767г. все внимание широко образованного зодчего поглотило ответственное поручение – проектирование и строительство колоссального сооружения – Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории Московского Кремля. В связи с этим в 1768 г. была создана специальная Экспедиция кремлевского строения, главным архитектором которой был назначен В. И. Баженов. В его архитектурную команду вошли известнейшие проектировщики того времени, одним из которых был величайший впоследствии архитектор – М. Ф. Казаков. Новый дворец был задуман таким грандиозным (соответственно престижу великого государства) , что мог скрыть за собой древние строения Соборной площади, а это бы нарушило традиционный облик Кремля, именно поэтому своей “Инструкцией к строительству...” сам Баженов провозгласил необходимость сбережения древних построек Кремля. В 1772 г. были завершены все проектные работы, а 1 июня 1773 г. произведена официальная закладка дворца. В. И. Баженов писал: “народы европейские, узрев восставший из недр земных новый Кремль, объяты будут удивлением величавости и огромности оного и не увидят уже красот своих собственных великолепий” . Однако дальше торжественной закладки строительство дворца дело не пошло, и в 1775 г. была даже распущена архитектурная команда В. И. Баженова. Широко разрекламированный проект и строительство дворца были средством укрепления государственного престижа Екатерины II, которая стремилась показать, что Россия под ее властью способна вести изнурительную войну и одновременно затевать грандиозное строительство. И, тем не менее, несмотря на то, что выдающийся замысел В. И. Баженова осуществлен не был, его значение для русской культуры было весьма велико, и, прежде всего, для окончательного утверждения классицизма как основного стилистического направления в развитии отечественного зодчества. Кроме того, на проекте перестройки Кремля, прошли профессиональную подготовку многие известные мастера. Отказ от строительства В. И. Баженов перенес стоически, неудачи не сломили зодчего. Он занялся разработкой проектов частных строений по заказам московского дворянства. К наиболее значимым строениям этого периода стоит отнести ансамбль усадьбы и господского дома Пашкова в Москве (1784-1786 гг.) , неподалеку от Кремля. Это определило компактную и в высшей степени оригинальную планировочную композицию. При проектировании дома Пашкова Баженов выступил блестящим последователем идей французского классицизма. Из усадебных городских домов в Москве, созданных в последний период жизни Баженовым, следует отметить дом Юшкова на Мясницкой. Завершением творчества В. И. Баженова предстает проект строительства Михайловского замка в Петербурге, однако закончить его Баженову не удалось, и со значительными изменениями дворец был достроен архитектором В. Ф. Бренном.
Еще один выдающийся русский архитектор – КазаковМ. Ф. Свое образование он получил в архитектурной школе Д. В. Ухтомского в Москве, большую роль в развитии природного дарования М. Ф. Казакова сыграла работа в Твери, а затем семилетнее пребывание в архитектурной команде В. И. Баженова в период работы над проектом Большого Кремлевского дворца. Творческим кредо сформировавшегося Казакова был классицизм в его строгом проявлении. Ярким примером этому служит огромное здание Сената в Московском Кремле, искусно сооруженное им в 1776 – 1787 гг. Можно предположить, что характер архитектурного решения этого здания был навеян архитектурой неосуществленного Кремлевского дворца В. И. Баженова. Следующим крупным общественным зданием, возведенным Казаковым в Москве, было четырехэтажное здание Университета на Моховой улице (1786 – 1793 г.) . Это здание является прекрасным образцом классицизма, соответствующее престижу русской науки, имеющее строгий и репрезентативный вид. Важное место в архитектуре московского классицизма и в творчестве М. Ф. Казакова занимает известное общественное здание – дом Благородного Собрания, мастерски перестроенный архитектором. Также Казаковым была выстроена церковь Филиппа Митрополита на Второй Мещанской улице (1777-1788гг.) . В строительстве мастер также использовал классическую круглую композицию применительно к православному храму.

По сравнению с архитектурой развитие русской скульптуры 18 столетия происходило более неравномерно. Достижения, которыми отмечена вторая половина 18 в., неизмеримо более значительны и многообразны. Относительно слабое развитие русской пластики в первой половине века обусловлено прежде всего тем, что здесь, в отличие от зодчества, не имелось столь значительных традиций и школ. Сказывалось немногостороннее, ограниченное запретами православной христианской церкви развитие древнерусской скульптуры. Достижения русской пластики начала 18 в. почти целиком связаны со скульптурой декоративной. В первую очередь должно быть отмечено необычайно богатое скульптурное убранство Дубровицкой церкви (1690-1704), Меншиковой башни в Москве (1705-1707) и рельефы на стенах Летнего дворца Петра I в Петербурге (1714). Исполненный в 1722-1726 гг. знаменитый иконостас Петропавловского собора, созданный по проекту архитектора И. П. Зарудного резчиками И. Телегиным и Т. Ивановым, можно рассматривать, по существу, как итог развития этого вида искусства. Огромный резной иконостас Петропавловского собора поражает торжественным великолепием, виртуозностью обработки дерева, богатством и разнообразием декоративных мотивов. В течение всего 18 в. продолжала успешно развиваться народная деревянная скульптура, особенно на севере России. Вопреки запретам синода для русских церквей севера продолжали создаваться произведения культовой скульптуры; многочисленные резчики по дереву и по камню, направляясь на строительство крупных городов, приносили с собой традиции и творческие приемы народного искусства. Важнейшие государственные и культурные преобразования, происшедшие при Петре I, открыли перед русской скульптурой возможности развития ее вне сферы заказов церкви. Появляется большой интерес к круглой станковой скульптуре и к портретному бюсту. Одним из самых первых произведений новой русской пластики явилась статуя Нептуна, установленная в Петергофском парке. Отлитая из бронзы в 1715-1716 гг., она еще близка к стилю русской деревянной скульптуры 17-18 веков. Не дожидаясь, когда постепенно сложатся кадры своих русских мастеров, Петр дал указания покупать за границей античные статуи и произведения современной скульптуры. При его активном содействии была приобретена, в частности, замечательная статуя, известная под названием «Венера Таврическая» (ныне в Эрмитаже); заказывались разнообразные статуи и скульптурные композиции для дворцов и парков Петербурга, Летнего сада; приглашались иноземные ваятели. Джакомо Кваренги. Александровский дворец в Царском Селе (г. Пушкине). 1792-1796 гг. Колоннада. Наиболее выдающимся из них был Карло Бартоломео Растрелли (1675-1744), приехавший в Россию в 1716 г. и оставшийся здесь до конца жизни. Он особенно известен как автор замечательного бюста Петра I, исполненного и отлитого из бронзы в 1723-1729 гг. (Эрмитаж). Карло Бартоломео Растрелли. Статуя Анны Иоанновны с арапчонком. Фрагмент. Бронза. 1741 г. Ленинград, Русский музей. Созданный Растрелли образ Петра I отличается реалистичностью в передаче портретных черт и вместе с тем необычайной торжественностью. Лицо Петра выражает неукротимую силу воли, решительность великого государственного деятеля. Еще при жизни Петра I Растрелли снял с его лица маску, которая послужила ему как для создания восковой одетой статуи, так называемой «Восковой персоны», так и для бюста. Растрелли был типичным западноевропейским мастером позднего барокко. Однако в условиях петровской России наибольшее развитие получили реалистические стороны его творчества. Из позднейших работ Растрелли широко известна статуя императрицы Анны Иоанновны с арапчонком (1741, бронза; Ленинград, Русский музей). В этом произведении поражает, с одной стороны, непредвзятая правдивость портретиста, с другой - пышная парадность решения и монументализация образа. Подавляющая своей торжественной тяжеловесностью, облаченнная в драгоценнейшие одеяния и мантию, фигура императрицы воспринимается еще более внушительной и грозной рядом с маленькой фигуркой мальчика-арапчонка, движения которого своей легкостью еще более оттеняют ее грузность и репрезентативность. Высокая одаренность Растрелли проявлялась не только в портретных работах, но и в монументально-декоративной пластике. Он участвовал, в частности, в создании декоративной скульптуры Петергофа, трудился над конным монументом Петра I (1723-1729), который был установлен перед Михайловским замком лишь в 1800 г. В конном монументе Петра I Растрелли по-своему претворил многочисленные решения конных статуй, начиная от античного «Марка Аврелия» и до типично барочного берлинского памятника великому курфюрсту Андреаса Шлютера. Особенность решения Растрелли чувствуется в сдержанно-суровом стиле монумента, в подчеркнутой без излишней пышности значительности образа самого Петра, а также в великолепно найденной пространственной ориентировке памятника. Если первая половина 18 в. отмечена сравнительно не столь широким развитием русской скульптуры, то вторая половина этого столетия - время подъема искусства ваяния. Не случайно вторую половину 18 в. и первую треть 19 в. называют «золотым веком» русской скульптуры. Блестящая плеяда мастеров в лице Шубина, Козловского, Мартоса и других выдвигается в ряд крупнейших представителей мировой скульптуры. Особенно выдающиеся успехи были достигнуты в области скульптурного портрета, монументальной и монументально-декоративной пластики. Последнее было неразрывно связано с подъемом русской архитектуры, усадебного и городского строительства. Неоценимую роль в развитии русской пластики сыграло образование Петербургской Академии художеств. Вторая половина 18 в. в европейском искусстве - время высокого развития искусства портрета. В области скульптуры крупнейшими мастерами психологического портрета-бюста были Гудон и Ф. И. Шубин. Федот Иванович Шубин (1740-1805) родился в семье крестьянина близ Хол-могор, на берегу Белого моря. Способности к скульптуре проявились у него вначале в резьбе по кости - широко развитом на севере народном ремесле. Подобно своему великому земляку - М. В. Ломоносову, Шубин юношей отправился в Петербург (1759), где его способности к скульптуре обратили на себя внимание Ломоносова. В 1761 г. при содействии Ломоносова и Шувалова Шубину удалось определиться в Академию художеств. После ее окончания (1766) Шубин получил право на поездку за границу, где жил в основном в Париже и Риме. Во Франции Шубин знакомится с Ж. Пигалем и пользуется его советами. Ф. И. Шубин. Портрет А. М. Голицына. Фрагмент. Мрамор. 1775 г. Москва, Третьяковская галлерея. Возвратившись в 1773 г. в Петербург, Шубин в том же году создает гипсовый бюст А. М. Голицына (мраморный экземпляр, находящийся в Третьяковской галлерее, выполнен в 1775 г.; см.илл.). Бюст А. М. Голицына сразу же прославил имя молодого мастера. В портрете воссоздан типичный образ представителя высшей аристократии екатерининского времени. В легкой скользящей на губах улыбке, в энергичном повороте головы, в умном, хотя и довольно холодном выражении лица Голицына чувствуется светская изысканность и вместе с тем внутренняя пресыщенность избалованного судьбой человека. К 1774 г. за исполненный бюст Екатерины II Шубина избирают в Академию. Его буквально засыпают заказами. Начинается один из наиболее плодотворных периодов творчества мастера. Скульптура 18 века

Во второй половине XVIII столетия начинается неуклонный расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно, С трудом преодолевая восьмисотлетние древнерусские традиции в отношении к языческому «болвану». Она не дала ни одного большого русского мастера в первой половине XVIII в., но тем блистательнее был её взлёт в следующий период. Русский классицизм как ведущее художественное направление этой поры явился величайшим стимулом для развития искусства больших гражданских идей, что и обусловило интерес к ваянию в этот период.

Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос - каждый сам по себе был ярчайшей индивидуальностью, оставил свой, лишь ему свойственный след в искусстве. Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили ещё в Академии в классе скульптуры профессора Никола Жилле. Русских художников объединяли также общие идеи гражданственности и патриотизма, высокие идеалы античности.

Интерес к "героической античности" влияет и на выбор богов и героев: на смену излюбленным в петровское время Нептунам и Вакхам приходят Прометей, Поликрат, Марсий, Геркулес, Александр Македонский, герои гомеровского эпоса.Русские скульпторы стремятся воплотить в мужском образе черты героической личности, а в женском - идеально прекрасное, гармонически ясное, совершенное начало. Это прослеживается как в монументальной, архитектурна-декоративной, так и в станковой пластике.

В отличие от барокко архитектурно-декоративная пластика в эпоху классицизма имеет страгую систему расположения на фасаде здания: в основном в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или венчает здание, читаясь на фоне неба. Говоря в целом о скульптуре второй половины XVIII в., следует признать одно очень важное общее, в той или иной степени характерное для всей русской пластики этого времени, независимо от её отношения к архитектуре или её жанра: она всегда представляет совмещение, слияние черт барокко и классицизма, барочных и классических тенденций, особенно на заре рождения классицизма.

Вместе русский классицизм отличался от общеевропейского отношением к античности. Для русских мастеров античность никогда не была важнейшим и почти единственным объектом изучения и подражания. В русском классицизме нет также безусловного и жесткого приоритета разума над чувством, эмоциональность образа всегда напоминает о живой связи с барокко. Кроме того, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит внимательное изучение натуры, как лежало оно в основе работ скульптора Растрелли, всем своим творчеством как бы подготовившего расцвет русской пластики второй половины XVIII в.

Достижения портретного жанра в скульптуре связаны прежде всего с творчеством Федота Ивановича Шубина (1740-1805), земляка Ломоносова, прибывшего в Петербург, в сущности, уже художником, постигшим тонкости костерезного дела. Первое произведение Шубина по возвращении на родину - бюст бывшего вице-канслера А.М Голицына - свидетельствует уже о полной зрелости мастера. Такой характерный образ скульптору помогает создать необычайное разнообразие выразительных средств, которыми он владеет.

После успеха бюста Голицына императрица приказала «никуда его не определять, а быть собственно при Ея Величестве». В 1774 г. Шубину присуждено звание академика. Скульптор редко обращалс\ к бронзе, он работал в основном в мраморе и и всегда использовал, в сущности, очень замкнутую и ограниченную форму бюста. Языкрм пластики он создает образы необычайной выразительности, исключительной энергии, совсем не стремясь к их внешней героизации. Шубин работал не только как иортретист, но и как декоратор. Он исполнил 58 овальных мраморных исторических портретов для Чесменского дворца(находятся в Оружейной палате), скульптуры для Мраморного дворца и для Петергофа.

В 1775-1785гг. Шубин был занят работами для Мраморного дворца. Это 42 скульптурных произведения, которые он исполнил вместе с итальянцем Валли и австрийским скульптором Дункером. В 70-е годы рядом с Шубиным работает ряд молодых выпускников Академии. Годом позже Шубина её закончил и проходил пенсионерство в Париже и в Италии Федор Гордеевич Гордеев (1744-1810). Н возвратился в Петербург в 1772г., в 1776г. получил звание академика. Творческий путь Гордеева был тесно связан с Академией он всю жизнь преподавал там и даже некоторое время был её ректором.

Гордеев - мастер монументально-декоративной скульптуры. Русские мастера умели глубоко проникнуться идеалами античности, именно гремческой античности. Подобно тому, как в средневековый период были творчески восприняты древнерусскими мастерами традиции византийского искусства, так в период классицизма во второй половине XVIII столетия русские ваятели постигали и творчески переосмысливали принципы эллинистической скульптуры.
Так, первая работа Гордеева «Прометей » и два надгробия Голицыных несут в себе много барочных черт: сложность силуэта, экспрессию и динамику, живописность общего композиционного замысла, патетику жестов аллегорических фигур.

Ещё яснее принципы классицизма в творчестве Гордеева прослеживаются в барельефах на античные сюжеты для фасадов и интерьеров Останкинского дворца. Гордеев принимал участие в создании главных памятников Петербурга: ему принадлежат змея «Медного всадника» и рельеф на воронихинском постаменте памятника Суворову Козловского: знамёна, гении и щит с надписью «Князь Италийский граф Суворов-Рымникский 1801». Последние работы Гордеева - четыре барельефа на северном портике Казанского собора. В творчестве замечательного русского скульптора редкого дарования Михаила Ивановича Козловского (1753-1802).

Русский Театр 18 века

В начале 18 века, в Москве, на Красной площади впервые открылся публичный театр. В театре играла иностранная труппа актеров. Актеры ставили пьесы француза Мольера, первые русские драматические произведения и трагедии античной жизни.

В 40-ых годах 18 века, в Ярославле появилась первая труппа русских актеров, которую возглавлял Федор Волков. В 1752 году, труппу пригласили играть в Петербург, а через четыре года труппа стала авангардом русского театра 18 века. Русский театр в Петербурге располагался на Васильевском острове, в доме Головина. Директором театра был Сумароков. На сцене Петербургского тетра впервые были поставлены пьесы Фонвизина.

В 70-ых года 18 века , в русском театре появляется новое явление. Актер – любитель, слушатель Московского университета, создает театр комической оперы Локателли. Театр просуществовал недолго.

Расцветомрусского театра 18 века , стала вторая половина столетия. Создание «Театральной директории», государственная финансовая поддержка, привела к тому, что русский театр стал более доступным для населения, а представления стали более красочными. На театральных сценах русского театра 18 века, стали преобладать комическая опера и драма.

В русском театре 18 века , было популярным такое явление, как крепостные театры. Театры графа Шереметева в Останкино, князя Юсупова в Архангельском, которые славились вдохновенной игрой крепостных актеров. Часто крепостные актеры обладали большим талантом, но они были не свободны. Такие жизненные перипетии нередко оканчивались трагедией.

Описание презентации Культура России XVIII века Архитектура В по слайдам

Архитектура В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII века были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества обогащенные мировым наследием. На смену монголо-татарской системе строительства города (радиальные кольца с площадью в центре) пришла европейская -строить города по плану. На смену византийскому стилю приходит более легкий, итальянский – барокко.

Франческо Растрелли (1700 — 1771) Родился в Италии, но в 1716 году вместе со своим отцом приехал в Россию. Является автором крупнейших дворцовых ансамблей: Зимний дворец Большой дворец в Петергофе Большой Екатерининский дворец Дворец Строгановых Смольный дворец Андреевская церковь в Киеве

Зимний дворец Большой дворец в Петергофе Богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами. Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания.

Екатерининский дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор. В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора.

Классицизм в архитектуре В 60 -ых годах на смену декоративному барокко приходит классицизм. Особенности: симметричность композиций гармония пропорций геометрически правильные планы сдержанность строгость

В. И. Баженов (1737 — 1790) Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей. Учился в школе Д. В. Ухтомского и в гимназии Московского университета, работал в Петербурге. От Академии художеств был отправлен учиться во Францию и Италию.

Владимирская церковь в Быково Дом Пашкова Два главных фасада - один смотрит на проезжую часть и имеет торжественный характер, другой - ориентирован во двор и имеет более уютный вид. Причудливое сочетание барочных и готических форм.

М. Ф. Казаков (1738 – 1812) В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776 -87), университет (1786 -93), Голицынская больница (1796 -1801), дома-усадьбы Демидова (1779 -91), Губина (1790 -е гг.). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно задумке архитектора здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.

Архитектурный стиль-Классицизм Архитектор-Винченцо Бренна Основатель-Павел I Дата основания- 26 февраля (9 марта)1797 Строительство 1797- 1801 годы

Скульптура Во второй половине XVIII в. были заложены основы русской скульптуры. Она развивалась медленно, но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития больших гражданственных идей.

Ф. И. Шубин (1740 – 1805) Творил в эпоху, когда в искусство скульптурного портрета проникает идея ценности духовного мира человека. Работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Его работы относят к жанру классицизма. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов.

И. П. Мартос (1754 – 1835) И. Мартос был художником широкого диапазона, но особенно прославился как автор великолепных монументов и классических надгробий.

Памятник Минину и Пожарскому. Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году. Построен памятник в 1818 году.

Посовету. Дидроимператрица. Екатерина. IIпоручиласкульптору Фальконесозданиеконногопамятника. Петру. I. Эскизизвоскабылсделанещёв. Париже, послеприездамастерав Россиюв 1766 началасьработанадгипсовоймодельюввеличину статуи. Выбитаянапьедесталелаконичнаянадпись «Petroprimo. Catharina secunda» («Петру. Первому. Екатерина. Вторая»)сделанапо предложению. Фальконеснезначительнойредакциейсамой. Екатерины, изначальнонадписьвыгляделакак «Петру. Первомуот. Екатерины Второй» . Отделкубронзыпослеотливки(которуюделалпушечник. Емельян Хайлов)в 1775 Фальконевыполнялсам. Покинув. Россиюв 1778 доустановкимонумента(торжественное открытиепамятникабылоприуроченокдвадцатилетиюцарствования Екатерины. II 7 августа 1782 года), Фальконеуехалв. Голландиюи в 1781 вернулсяво. Францию. Последние 10 летжизни, разбитыйпараличом, оннемогработатьи творить. Этьен Фальконе

Живопись XVIII век оказался необыкновенно богат талантливыми художниками. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.

Портретная живопись Главное место в живописи XVIII века занимает портрет. Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire - «воспроизводить что-либо черта в черту») - изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.

И. П. Аргунов (1729 – 1802) И. П. Аргунов не идеализирует внешность модели, он смело передает и косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.

Из поздних произведений И. П. Аргунова наиболее известен «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье» . Ныне считается, что изображена была кормилица, что подтверждает костюм модели. Художник воплотил на холсте свое представление о женской красоте.

Д. Г Левицкий (1735 – 1822) Работам Левицкого присуща яркая индивидуальность образов. Он способен найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.

В 1773 году была создана одна из интереснейших работ Д. Левицкого – портрет философа Дени Дидро, французского философа-энциклопедист а, писателя. Энергию, творческое беспокойство и душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник.

А. П. Антропов (1716 – 1795) А. П. Антропов избегал изображать на портретах поверхностное изящество. Его образы конкретны, реалистичны и вместе с тем – психологичны.

Коронационный портрет Петра III (1762). Император изображен как бы «вбежавшим» в пышные покои: неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел А. П. Антропов.

Рокотов. Федор. Степанович Крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Возможно, первый в России «вольный художник» , не зависевший от государственных и церковных заказов.

Историческая живопись Жанр живописи, берущий свое начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины. Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого.

А. П. Лосенко (1737 -1773) Основоположник русской исторической живописи. С 1753 учился живописи у И. П. Аргунова, с 1759 в Петербургской академии художеств. Продолжил учебу в Париже и Французской академии в Риме.

Владимир перед Рогнедой, 1770 Чудесный улов,

Литература Основным направлением в литературе XVIII века стал классицизм. Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: Эпической поэме Трагедии Торжественной оде С 70 -ых годов XVIII века возникает новое направление – сентиментализм. С ним появляются новые жанры: Путешествие Чувствительная повесть

Д. И. Фонвизин (1745 – 1792) Фонвизин был не только крупным и талантливым драматургом XVIII века. Он - один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с тиранией.

Г. Р. Державин (1743 – 1816) Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.

Писателиипоэты18 века. А. Д. Кантемир 1708 -1744 В. К. Тредиаковский 1703 -1769 М. В. Ломоносов 1711 -1765 А. П. Сумароков 1717 -1777 Д. И. Фонвизин 1744- 1792 Г. Р. Державин 1743 -1816 Н. М. Карамзин 1766 -1826 А. Н. Радищев 1749 —

Театр Немец Иоганн Грегори- создатель театра в России. Театр в России в 18 веке развивался не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. При дворе Анны Иоанновны открылось заведение с русскими актерами. Пьесы для него писал знаменитый драматург Александр Сумароков. При Елизавете Петровне появились так называемые императорские театры. Эти государственные учреждения существовали за счет казны. Директором императорского театра на Васильевском острове был Сумароков. Первый профессиональный театр был открыт в Ярославле Ф. Г. Волковым. Театр 18 века в России продолжил свое развитие в период царствования Екатерины Второй. При ее дворе работали несколько профессиональных трупп. Особое положение занимали итальянские оперные певцы. Работала и русская драматическая труппа. В этот период театр перестал быть сугубо дворцовым развлечением. В городе открывались публичные увеселительные заведения, в которых работали как русские, так и зарубежные артисты.

Театр. Творчество. Ивана Дмитриевского Театр 18 века в России знает имена прославленных антрепренеров: Титова, Бельмонти, Медокса. В это время продолжают существование помещичьи труппы в провинциях, где играют крепостные артисты. Прекрасным актером был Иван Дмитревский. Позже он стал главным актером императорского театра на Васильевском острове. Для повышения квалификации Екатерина Вторая отправила Дмитревского за границу. В Париже он изучал игру знаменитого трагика Лекена, а в Лондоне смотрел спектакли с участием великого Гаррика. Вернувшись в Петербург, Дмитревский открыл театральную школу. Позже он стал главным инспектором императорских развлекательных учреждений.

Готлиб Зигфрид Байер (1694 -1738). Он начал с изучения племен, населявших Россию в древности, особенно варягов, но далее этого не пошел. Байер оставил после себя много трудов, из которых два довольно капитальных произведения написаны на латинском языке. Гораздо плодотворнее были труды Герарда Фридриха Миллера (1705 -1783), который жил в России при императрицах Анне, Елизавете и Екатерине II и уже настолько хорошо владел русским языком, что писал свои произведения по-русски. Главною заслугою Миллера было собирание материалов по русской истории. Среди академиков XVIII в. видное место трудами по русской истории занял и М. В. Ломоносов, написавший учебную книгу русской истории и один том «Древней Русской истории» (1766). История.

История Его труды по истории были обусловлены полемикой с академиками — немцами. Последние выводили Русь Варягов от норманнов и норманскому влиянию приписывали происхождение гражданственности на Руси, которую до пришествия варягов представляли страною дикою; Ломоносов же варягов признавал за славян и таким образом русскую культуру считал самобытною. Попытки дать такой обзор появились вне академической среды. Первая попытка принадлежит В. Н. Татищеву (1686 -1750). В этих 5 -ти томах Татищев довел свою историю до смутной эпохи XVII в. Первая популярная книга по русской истории принадлежала перу Екатерины II , но труд ее «Записки касательно Русской истории» гораздо важнее в научном отношении была «История Российская» князя Щербатова (1733 -1790)

Архитектура 19 века в России характеризовалась большим разнообразием. Ей был присущ не один, а несколько стилей. Как правило, искусствоведы делят ее на два этапа - классический и русский. Особенно ярко указанные стили архитектуры 19 века отразились в таких городах, как Москва и Петербург. В них творили множество гениальных зодчих той эпохи. Познакомимся с историей архитектуры 19 века поближе.

Уход от барокко

Прежде чем говорить о русской архитектуре 19 века, рассмотрим один из стилей, с которого она началась. Барочную архитектуру в России в конце XVIII века сменяет классицизм. Этот термин происходит от латинского слова «образцовый». Классицизм является художественным (в том числе и архитектурным) европейским стилем, сложившимся во Франции в XVII веке.

В его основу положены идеи рационализма. С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания. Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.

Архитектурный классицизм

Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности. В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям. А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.

Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители - Джакомо Кваренги и Иван Старов. Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов. По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.

Трансформация в ампир

Архитектура первой половины 19 века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») - это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму. Он также появился во Франции в годы, когда у власти был Наполеон I, и получил свое развитие на протяжении первых тридцати лет XIX века, после чего сменился историзмом.

В России этот стиль возник во время царствования императора Александра I. Как известно, начиная с XIX века в России наблюдалось увлечение культурой Франции. Как это нередко делали русские монархи, Александр I «выписал» из Франции начинающего архитектора Огюста Монферрана. Ему царь поручил возведение Исаакиевского собора в Петербурге. В дальнейшем Монферран стал одним из отцов так называемого русского ампира.

Петербургское и московское направления

Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Это деление являлось не столько территориальным, сколько характеризующимся в зависимости от степени его отхода от классицизма. Наибольшим этот отрыв был у петербургских архитекторов. Наиболее видными его представителями являлись:

  • Андрей Воронихин.
  • Андреян Захаров.
  • Василий Стасов.
  • Жан Томон.
  • Карл Росси.

Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся:

  • Осип Бове.
  • Доменико Жилярди.
  • Афанасий Григорьев.

Среди скульпторов можно выделить Феодосия Щедрина и Ивана Матроса. В российской архитектуре ампир был ведущим стилем до 1830-40-х годов. Интересно, что его возрождение, хотя и в несколько иных формах, произошло в СССР. Это направление, пришедшееся на 1930-50-е гг. ХХ в., стало называться «сталинским ампиром».

Королевский стиль

Ампир часто относят к так называемым королевским стилям, что обусловлено его театральностью при оформлении как внутренних помещений, так и внешней отделки. Его особенностью является обязательное присутствие колонн, лепных карнизов, пилястров, прочих классических элементов. К этому добавляются мотивы, отражающие почти без изменений такие образцы деталей античной скульптуры, как сфинксы, грифоны, львиные лапы.

В ампире элементы располагаются в строгом порядке при наличии симметрии и равновесия. Данному стилю присущи:

  • массивные, монументальные формы;
  • военная символика;
  • богатый декор;
  • влияние древнеримских и древнегреческих художественных форм.

Художественным замыслом данного стиля было подчеркнуть и воплотить идеи могущества самодержавной власти, государства, военной силы.

Корифеи Петербурга

Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений - это петербургский Казанский собор. Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение - здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада. По бокам портик украшают скульптурные группы.

Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи. Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева. Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры - скульптурные изображения корабельных носов.

Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича. Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота. Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.

Русский стиль

В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами. Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским». В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.

В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец. Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца. Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.

Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.

Особенности русско-византийского стиля

В архитектуре 19 века русско-византийское направление развивалось при активной поддержке российского правительства. Ведь этот стиль являлся воплощением идеи официального православия. Русско-византийская архитектура характеризуется заимствованием некоторых приемов композиции и мотивов, использованных в византийских храмах.

Византия заимствовала архитектурные формы из античности, но постепенно изменила их, выработав тип церковных сооружений, сильно отличающийся от базилик древних христиан. Главная его черта - использование купола, покрывающего среднюю часть здания, с применением приема так называемых парусов.

Внутреннее оформление византийских храмов не блистало богатством и не отличалось сложностью деталей. Но при этом их стены в нижней части были облицованы мрамором дорогих сортов, а в верхней украшались позолотой. Своды были покрыты мозаикой и фресками.

Снаружи сооружение состояло из двух ярусов удлиненных окон с закругленным верхом. Окна в некоторых случаях группировались по два или по три, и каждая из групп отделялась от других колонкой и обрамлялась фальшивой аркой. Помимо окон в стенах, делались отверстия у основания купола с целью лучшего освещения.

Псевдорусский стиль

В архитектуре 19 века наблюдается период увлечения такими небольшими декоративными формами, характерными для XVI века, как крыльцо, шатер, кокошник, кирпичный орнамент. В подобном стиле работают архитекторы Горностаев, Резанов и другие.

В 70-х годах XIX века идеи народников пробуждают в художественных кругах большой интерес к культуре русского народа, к зодчеству крестьян и архитектуре XVI-XVII веков. К одним из самых ярких строений, выполненных в псевдорусском стиле этого периода, относят Терем архитектора Ивана Ропета, находящийся в подмосковном Абрамцеве, и построенную Виктором Гартманом типографию Мамонтова в Москве.

В конце XIX - начале XX века происходит развитие неорусского стиля. Находясь в поисках простоты и монументальности, архитекторы обратились в сторону древнейших памятников Новгорода и Пскова, а также к традициям русского Севера. Этот стиль в Санкт-Петербурге воплотился, главным образом, в постройках церковного назначения, выполненных:

  • Владимиром Покровским.
  • Степаном Кричинским.
  • Андреем Аплаксиным.
  • Германом Гриммом.

Но в неорусском стиле строились также и дома, например, доходный дом Купермана, возведенный по проекту архитектора Лишневского А. Л. на улице Плуталовой.

© 2024 locusterra.ru -- ОхотаГуру - Информационный портал