Появятся ли в стране регионы-банкроты? Определились регионы рф - банкроты в ближайшее время Регионы банкроты.

Главная / Снаряжение

Федеральное казначейство впервые в российской истории ввело внешнее финансовое управление в регионах.

Федеральное казначейство взяло под контроль расходы Хакасии.

Федеральное казначейство впервые в российской истории ввело внешнее финансовое управление в регионах. Одним из двух субъектов федерации, попавших под эту инновацию, оказалась Хакасия. Об этом в интервью ТАСС сообщил руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин. «Решение принято в отношении отдельных субъектов. Это республика Хакасия и Костромская область»,- сказал чиновник.

Источник:

Причиной перевода регионов на казначейское сопровождение стали чрезмерные долги, значительно превысивших годовой доход. Предполагается, что Казначейство теперь будет контролировать расходы Хакасии и следить за их соответствием бюджетным обязательствам.

В конце 2017 года министр финансов России Антон Силуанов называл одним из самых проблемных регионов по управлению финансами. «Есть ряд регионов с достаточно сложной ситуацией, во многом это происходит от низкого качества управления государственными финансами. Назову все-таки два региона: это Мордовия и Хакасия, которым надо серьезно заниматься своими управленческими решениями, с тем чтобы не доводить финансы регионов до ручки»,- приводил ТАСС слова министра.

На конец 2017 года госдолг Хакасии составлял 24,65 млрд руб. Доходы республики в нынешнем году запланированы на уровне 26,37 млрд руб., расходы - 27,68 млрд руб., а дефицит - 1,31 млрд руб.

За последние 15 лет количество регионов-доноров в стране сократилось с 20 до 13. Еще меньше муниципалитетов и субъектов, кто мог бы похвастаться профицитом бюджета по итогам прошлого года (в их числе Москва, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Тюменская область, Сахалин). Политика межбюджетных отношений Министерства финансов приводит к тому, что субъектам становится не выгодно развиваться. Куда легче получать финансовую помощь напрямую из федеральной казны, нежели увеличивать долю собственных доходов: расширять налоговую базу и стремиться к росту экономических показателей.

Диспропорция региональных бюджетов напрямую влияет на качество жизни и перекрывает россиянам доступ к таким базовым социальным услугам, как бюджетные места в вузах, жилищные субсидии. По мнению первого зампреда Госдумы по бюджету и налогам Валентина Шурчанова, поляризация регионов произошла из-за того, что российская экономика базируется исключительно на природных ресурсах – нефти и газе. Остальное реальное производство попросту не работает: машиностроение, легкая промышленность сегодня в загоне. Регионы, у которых нет большой металлургии, нефти и газа стали реципиентами. «Каким образом страна может быть единой, если, к примеру, все пенсионеры (не ветераны труда, а просто пенсионеры) Москвы бесплатно пользуются трамваем, автобусом, троллейбусом, метро и даже, если не ошибаюсь, транспортом пригородного сообщения. А возьмите любой другой регион: не только рядовые пенсионеры, но и ветераны не имеют никаких льгот. Ты живешь в Москве – значит, счастливый человек. А в регионах работай не работай – все равно будешь жить плохо. Эту ситуацию мы должны выровнять», – убежден депутат.

По данным на 1 июля 2017 года объем государственного внутреннего долга всех субъектов России составляет 2,23 трлн рублей, и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года эта сумма уменьшилась примерно на 2% или на 50 млрд рублей.

Основная масса долга приходится на бюджетные кредиты от других бюджетов бюджетной системы России. Таких долгов у регионов - 48%, или примерно 1,06 трлн рублей. Второй по величине вид долгов - кредиты от кредитных организаций и международных финансовых организаций, таковых чуть более четверти (28%), на сумму 619 млрд рублей. Еще 20% (453 млрд рублей) приходится на государственные ценные бумаги. Государственные гарантии составляют 4% долгов регионов, а прочие долги - примерно 0,3%.

Как заявил на прошедшем в Ульяновске в минувшую пятницу Госсовете президент России Владимир Путин, российские регионы освободят от долговой ямы путем реструктуризации долгов на исключительно льготных условиях. У регионов останется, таким образом, почти полтриллиона рублей.

«С 1 января 2018 года мы запускаем программу реструктуризации накопленных бюджетных кредитов, рассчитанную на семь лет. Причём в первые два года действия программы - максимально льготные условия: регионам нужно будет выплачивать всего 5% долга ежегодно. У субъектов таким образом высвобождаются деньги, появляются дополнительные ресурсы для решения социально-экономических задач, для решения задач, связанных с созданием новых рабочих мест, для повышения уровня жизни граждан», - передает портал Вести.Россия слова Владимира Путина на Госсовете в Ульяновске.

Президент отметил, что в 50 регионах долг превышает половину собственных доходов, а в восьми регионах он выше, чем собственные доходы, и назвал это «абсолютно критическим уровнем». В некоторых субъектах брали с налогоплательщиков то, что они должны заплатить в следующем и даже в последующих годах - а на следующий год как жить? - удивился глава государства, назвав такой способ ведения хозяйства, совсем мягко говоря, сказать, спорным.

Это показывает, насколько мера, предпринятая Владимиром Путиным, будет ощутима не только для властей регионов, но и для бизнеса, с которого, собственно и берутся вперед эти налоги. Обычные граждане ощутят на себе все последствия принятого решения, когда в регионах с высокой долговой нагрузкой, паче чаяния, вновь начнут строиться школы с поликлиниками и дороги.

У нас официально не принято связывать те или иные действия властей с выборами, но в любом случае, время для такого экстраординарного шага за полгода с небольшим до президентским выборов выбрано политически удачно. Делать этот шаг было, как выясняется, необходимо. То, что основным вопросом Госсовета был транспортный (развитие пассажирских перевозок), только подчеркнуло чрезвычайность принимаемых по совсем другому вопросу мер. Впрочем, транспортную обеспеченность регионов они, безусловно, тоже улучшат.

Разберемся!

Губернатор успешной Калужской области отметил, что для него это Анатолий Артамонов 15,7 млрд рублей высвобождаемых ресурсов. Другие губернаторы наперебой перечисляли, на что пойдут средства: на создание новых больниц, поликлиник, детских садов, новой инженерной, транспортной инфраструктуры.

Путин несколько охладил их пыл, сказав, что нужно отдельно разбираться с вопросом: «Зачем было занимать деньги под огромные ставки у коммерческих банков? Раньше ссылались на то, что Минфин не дает, а занимать у госбанков якобы дорого».

«Так ли это? Всегда ли это обосновано? С руководством Сбербанка говорили, оно приняло решение снизить ставку по коммерческим кредитам. Не все обращаются за этим снижением, возникает вопрос: а почему? Может быть, выгодно кому-то из руководителей регионов платить высокую ставку? Кому это выгодно? Зачем они это делают? Я внимательно посмотрю на эти примеры» - пригрозил президент.

Но тут же спрятал кнут и вытащил еще один пряник, попросив министра финансов не создавать для регионов сложностей, которые тот, по сведениям Владимира Путина, уже приготовил. Программа реструктуризации бюджетных кредитов будет принята в ближайшие несколько дней.

Платежи уже никого не красят

Долг Мордовии составляет 176% доходов ее бюджета, говорит аналитик «Алор Брокер» Кирилла Яковенко. Очевидно, что самостоятельно ни Мордовия, ни другие датируемые регионы справиться с долговой проблемой не могут и не смогут. «Предложенная президентом схема, на мой взгляд, выглядит уместной и полезной как минимум для решения этой проблемы. Единственный вопрос - это вопрос реализации любой хорошей и полезной идеи, но тут все упирается в чиновника», отметил он.

Но может быть, стоило обанкротить хронических должников? На долги, сформированные в результате эмиссии бондов, находящихся в свободном обращении, приходится порядка четверти от всего объема долгов, поясняет Кирилл Яковенко, еще четверть - долги перед коммерческими (государственными) банками, половина - это долги перед федеральным центром. Формальное банкротство какого-либо региона, дефолт, не стало бы решением проблемы с точки зрения государства.

Главная «боль» положения регионов заключается в том, говорит он, что чем выше долг субъекта, тем чаще он его рефинансирует через займы у федерального центра, чтобы ему же и отдать. В результате сформировался цикл обращения бюджетных средств, которые никак не участвуют в реализации приоритетных программ на федеральном и региональном уровне, и это порочный круг, говорит аналитик. Государственный долг регионов по итогам первого полугодия 2017 года составил 2,2 трлн рублей, а по итогам всего докризисного 2013 года - 1,7 трлн.

Интересно, продолжает Кирилл Яковенко, что средний уровень долговой нагрузки субъектов сейчас не превышает 36,4% доходов регионов, что является очень хорошими показателями. Но страна у нас большая и пёстрая: к началу 2017 года долги 25 регионов превысили 85% дохода, а у восьми из них - 100%. Ак концу года таких регионов должно было стать уже 20%. Причем активно занимать стали даже те, кто ранее его сокращал. К примеру, в прошлом году долговое бремя Камчатский край сократил долг на 33,7%, а в первом полугодии текущего увеличил на 45,2%.

Меньшее зло разрослось до большего

Дефицит бюджетов регионов – традиционная и очень острая проблема, признает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. В последние годы в условиях кризиса резко сократились поступления налоговых и иных доходов в территориальные бюджеты из-за снижения объёмов экономики. Расходы же неуклонно повышаются, прежде всего, в связи с инфляцией.

Превращению долгов регионов в «пирамиду» способствуют чрезвычайно высокие ставки по кредитам, прежде всего банковским, с коммерческими процентами. В первом полугодии 2017 г. 31,6% госдолга регионов, по данным Минфина, составляли именно банковские кредиты. Их доля резко подрастала в кризисном 2014 году, она поднялась тогда до 44,6% (по сравнению с 35,1% в 2012 году). Необходимость в таких привлечениях от банков, как и обоснованность расходов регионов, нужно рассматривать для каждого конкретного случая. Коррупционные мотивы со стороны руководства регионов, сговоры с коммерческими банками вполне возможны.

Но верно и то, говорит Марк Гойхман, что в условиях остроты дефицита федерального бюджета, получить от него дешёвые кредиты территориям было затруднительно. Бюджетные кредиты составляли 31,9% задолженности регионов в 2012 года. А в 2014 г. их удельный вес сократился до 30,8%. И лишь при постепенной последующей стабилизации доля заимствований из Центра повышалась до 40,3% в 2016 г. и 45,9% в первой половине 2017 года.

Банковские кредиты в значительной степени замещались бюджетными. По принципу «из двух зол выбирают меньшее». Но теперь и это «меньшее зло» разрастается до такой степени, что местные бюджеты не в состоянии расплатиться по долгам перед центром. Поэтому реструктуризация, отсрочка погашения снижает остроту проблемы, заключает Марк Гойхман. Но, с другой стороны, при развитии таких послаблений есть опасность иждивенческих настроений, уменьшения ответственности за качественное использование заимствований.


Максим Калашников
Откроем сайт Минфина РФ и узнаем, что если на 1 мая 2012 года, до майских указов-разорителей долги регионов составляли 1161 млрд. руб, а долги муниципалитетов - 194 млрд. руб, то к 1 февраля 2015 года они выросли соответственно до 2092 и 306,5 млрд – то есть в 1,8 и 1,6 раза! Вы можете представить, как выплатить 2,4 триллиона рублей, если годовые доходы типичного региона-должника - Костромский области - всего 13 млрд?
Первые полгода 2015-го - по данным Минфина РФ, суммарный объем государственного долга всех регионов РФ вырос за первые шесть месяцев текущего года на 1.5% и составил 2.121 триллиона рублей.

Вот сейчас бы деньги, что угробили на Сочи, пригодились бы на решение кризиса региональных бюджетов. А еще пригодились бы не менее бессмысленные затраты на саммит АТЭС во Владивостоке – 13 млрд. долларов. Или на грядущие футбольные игрища 2018 г. – там еще не менее 20 млрд. долларов затрат из казны всех уровней и кредитов госбанков. Ибо ежу понятно, что эти олимпийско-футбольные затраты никогда не окупятся.

Что такое финансовый крах двадцати регионов? Это – угроза массовых невыплат жалованья бюджетникам, капец местному здравоохранению, катастрофа с ЖКХ и отопительными сезонами. Это угроза бунтов как минимум части страны с населением под 30 миллионов душ. Это означает, что Кремлю придется вводить внешнее управление регионами и искать на их содержание огромные деньги. В дополнение к содержанию Крыма, а также убыточных автономий Северного Кавказа, Абхазии, Южной Осетии. К неизбежным затратам на спасение разрушенного Донбасса – от них никуда не денешься. Причем на фоне падения мировых цен на нефть и санкций Запада, что уже лишили РФ 2,6 трлн. рублей доходов федерального бюджета на 2015 год. Остается только коллективные моления у сочинских стадионов устраивать: может, из них средства посыплются?
полный текст -
http://www.apn-spb.ru/publications/article20583.htm

Обстановка на конец лета-2015.
На начало июля 2015 года количество регионов, в которых объем государственного долга превышает объем собственных доходов увеличилось до четырнадцати. В начале 2015 года таких регионов было десять.
Данные "РИА-рейтинг"
http://riarating.ru/regions_rankings/20150728/610664922.html
Итак, тут вырисовалась десятка лидеров в гонке к разорению.
Это Республика Мордовия, где отношение госдолга к собственным доходам бюджета составило 173%, Северная Осетия – 119,8, Костромская область - 115,9%, Смоленская область – 110,4%, Республика Карелия – 108,9%, Чукотский АО – 108,3%, Республика Хакасия – 108,1%, Карачаево-Черкесская Республика – 107%, Забайкальский край – 105,6%, Астраханская область – 105%, Удмуртская Республика – 101,4%, Белгородская область – 101,3%, Саратовская область – 101,2% и Республика Марий Эл – 100,4%.
В Краснодарском крае, даже несмотря на сокращение долговой нагрузки на 2.2 п.п до 90.5%, ситуация остается напряженной.
Хотя "РИА-рейтинг" и отмечает, что долги регионов коммерческим банкам уже не растут, растут в основном долги регионов федеральному центру.Если на конец 2014 года самая ощутимая доля (42.5%) приходилась на коммерческие кредиты, то к 1 июля 2015 года она сократилась до 37.7%. А вот доля, приходящаяся на бюджетные кредиты, наоборот, за полгода выросла с 31% до 36.9%. Государственных ценных бумаг в суммарном объеме госдолга регионов на фоне неблагоприятной конъюнктуры фондового рынка стало меньше – их доля снизилась с 21.2% до 19.5%, а государственных гарантий – немного больше (их доля выросла с 5.3% до 5.9%).
По итогам первого полугодия 2015 года в 51-ом российском регионе уровень государственного долга на 50% превышает объем годовых налоговых и неналоговых доходов бюджета, среди них у 33-х он выше 70% объема собственных доходов. В начале 2015 года таких регионов было 46 и 26 соответственно.

Низкий уровень долгового бремени – ниже 10% объема налоговых и неналоговых доходов – наблюдается только у девяти российских регионов. Их состав за прошедшие полгода почти не изменился. Это Ненецкий автономный округ и Сахалинская область, которые не имеют государственного долга, Тюменская область, г. Санкт-Петербург, Алтайский край, Ханты-Мансийский округ – Югра и г. Москва. К ним присоединились два новых региона: г. Севастополь, который не имеет государственного долга, и Республика Крым, имеющая небольшой долг.
По мнению экспертов Рейтингового агентства «РИА Рейтинг», во второй половине года темпы прироста государственного долга регионов РФ на фоне стагнирующей экономики и проблем с наполняемостью бюджетов налогами ускорятся, и по итогам года не всем из них удастся сохранить текущие позитивные изменения. Структура госдолга будет постепенно меняться за счет увеличения доли бюджетных кредитов и сокращения заимствований через долговые инструменты и коммерческие кредиты. Впрочем, в силу ограниченности бюджетного финансирования, вряд ли следует ожидать полного замещения коммерческих кредитов. Эксперты РИА Рейтинг ожидают, что по итогам года суммарный государственный долг может вырасти на 25-30%. У ряда регионов ситуация с долговой нагрузкой может существенно ухудшится. В то же время драматизировать последствия высокой долговой нагрузки несмотря на всю тяжесть положения того или иного региона не стоит. Во-первых, долг распределен во времени. Во-вторых, регионы в критической ситуации всегда смогут рассчитывать на помощь федерального центра. В то же время нельзя исключать отдельных технических задержек платежей.
Оценка "Стандарт энд Пурз" на начало лета:
"...Под «сверхвысокой» понимается объем выплат по долгам, который превышает средний показатель, то есть 33,5% доходов региона.

В 47 регионах объем долга превышает половину всех поступлений. Жизнь без долгов могут позволить себе только регионы с огромной нефтегазовой рентой - Тюменская, Сахалинская области, Ненецкий автономный округ.
Эксперты отмечают, что региональные власти будут вынуждены резко сокращать социальные расходы, чтобы платить по долгам. При этом объявлять региональные дефолты не позволит федеральный центр по политическим соображениям..."

Максим Калашников: чтобы избежать социальных взрывов, Москве придется списывать долги регионов перед Минфином РФ. Ибо эти долги - ее вина, последствия ее политики. В противном случае - как бы нас ни успокаивали - возможны региональные социально-экономические коллапсы.
С падением Рейтинга Самого...

Пока экономика РФ устремилась вослед падающей экономике Украины...

Недисциплинированные южане и северяне

На начало июня 2017 года физическим лицам в России было выдано кредитов на сумму в 3,2 трлн рублей. При этом общая задолженность физлиц по кредитам составляет 11 трлн рублей. Просроченная же задолженность составляет около 8% от общей - примерно 890 млрд рублей. Сумма впечатляет, согласитесь.

Самая большая доля «просрочки» - в регионах юга России и Северного Кавказа. В Карачаево-Черкесии, к примеру, она составляет 14%, в Кабардино-Балкарии - 11,1%, в Краснодарском крае - 10,3%, а в Ингушетии - и вовсе 27,7%. Высокая доля просроченной задолженности также в Сибири: в Кемеровской и Омской областях - около 11%, а в Бурятии - 13%. Самая низкая доля «просрочки» - в Севастополе (2,2%), Ненецком автономном округе (2,3%) и в Крыму (2,5%).

Показатель Поволжья ниже среднего по России - 7,8%. Чаще всего не выплачивают задолженность в Самарской и Саратовской областях (9% и 9,5% соответственно), а также в Башкортостане и Ульяновской области (8,8% и 8,3%). В Татарстане доля просрочки средняя для ПФО - 7,3%, а самый низкий по Поволжью показатель - в Чувашии (5,4%) и Мордовии (5,9%).

Говоря же про закредитованность населения, нужно отметить, что больше всего кредитов на каждого жителя приходится в северных регионах с высокими доходами. Лидер по задолженности - Ямало-Ненецкий автономный округ (в среднем на каждого жителя приходится около 190 тыс. рублей долга), Ханты-Мансийский автономный округ (176 тыс. рублей), Тюменская область (152 тыс. рублей), Магаданская область и Якутия (примерно по 130 тыс. рублей). Для сравнения - в Москве, находящейся на 12-м месте, на каждого жителя приходится лишь по 103 тыс. рублей долга, а в Татарстане (находится в середине рейтинга) - 70 тыс. рублей. Наименее закредитованные регионы России отчасти совпадают с регионами, где самая высокая доля просроченной задолженности, - Ингушетия, Крым и Севастополь (6,5-8,5 тыс. рублей на человека), Дагестан и Чечня (12-13 тыс. рублей на человека).

Однако одно дело взять кредит, и совсем другое - не оплачивать его. Что касается просроченной задолженности на каждого жителя, то в лидерах тут Север и Сибирь. В Бурятии на каждого жителя в среднем приходится по 9,5 тыс. рублей просроченной задолженности. В лидерах также Тюменская область и Ханты-Мансийский автономный округ (примерно по 9 тыс. рублей), Красноярский край и Москва (около 8,5 тыс. рублей на каждого жителя). Татарстан здесь опять же находится примерно в середине списка с 5 тыс. рублей (показатель сравним с Белгородской областью, Республикой Алтай и в целом соответствует показателю ПФО). Меньше всего «просрочки» на каждого жителя - вновь в Крыму, Севастополе и Чечне (от 160 до 760 рублей), но говорит это не столько о том, что жители не доводят кредиты до стадии «просрочки», сколько о том, что кредиты здесь в целом берут редко.

Число потенциальных банкротов растет за счет бывшего среднего класса

Некоторой палочкой-выручалочкой для должников становится возможность подать на личное банкротство. При этом число потенциальных банкротов в Поволжье растет. По данным Национального бюро кредитных историй на конец мая 2017 года во всех регионах Поволжья рост составил от 12 до 30%. При этом общее число потенциальных банкротов в ПФО выросло за год со 116,5 до 141 тыс. человек - на 21%. Отметим, что под потенциальными банкротами подразумеваются жители страны, которые формально подпадают под определение, данное в законе, - у них долга более 500 тыс. рублей, а просрочка платежей составляет более 90 дней.

Чаще всего личное банкротство грозит людям, находящимся в самом экономически-активном возрасте: более трети потенциальных банкротов в Поволжье - в возрасте от 30 до 39 лет. Немногим меньше - 29% должников - в возрасте от 40 до 49 лет. Значительно меньше потенциальных банкротов (примерно одна пятая) находится в возрасте от 50 до 59 лет. Следом за этой категорией по количеству потенциальных должников - люди в возрасте от 25 до 29 лет (каждый десятый). Людей другого возраста \совсем мало: от 60 до 65 лет - 4,5% должников, а люди моложе 25 и старше 65 лет составляют суммарно лишь около 1,3% потенциальных банкротов.

Как сказали «Реальному времени» в Национальном центре банкротств, типичный потенциальный банкрот - это «бывший средний класс»: возраст лиц, проходящих процедуру банкротства, - от 35 до 55 лет. По гендерной принадлежности нет особых «перекосов»: банкротятся в одинаковом соотношении как женщины, так и мужчины. То же можно сказать и об их семейном положении.

Второй тип - предприниматели, выступающие для своих организаций поручителями. «Падение рынка негативно воздействовало на их предприятия, прогнозы рентабельности, которые были сделаны при взятии кредита, не оправдались, задолженность по кредитам становится их ответственностью», - рассказывают в НЦБ.

Башкортостан лидирует по числу потенциальных банкротов

Пытаясь проследить, где в основном проживают потенциальные банкроты, можно прийти к выводу, что таким регионом в Поволжье является Башкортостан. По данным Национального бюро кредитных историй на конец мая 2017 года, здесь их около 25,5 тыс. человек. Этот же регион является и одним из лидеров по годовому росту показателя (с начала апреля прошлого года) - за год их стало больше на четверть. Татарстан занимает по числу потенциальных банкротов второе место с 17 тыс. человек, при этом годовой рост составляет 19%. Много потенциальных банкротов также в Самарской области (15 тыс. человек, за год число увеличилось на 22%), Пермском крае (около 14 тыс. человек, годовой рост - 21%), Нижегородской области (13 тыс. человек, рост на 22%).

Наименьшее число потенциальных банкротов - в Марий Эл и Мордовии (примерно по 2,5 тыс. человек). При этом именно Марий Эл стала лидером годового роста числа потенциальных банкротов - почти на треть, а показатель Мордовии вырос за год на 19%.

Если говорить о ситуации не с потенциальными, а с уже «состоявшимися» банкротами-физлицами, то, по данным Национального центра банкротств, основная масса их оказалась из Москвы. При общем количестве банкротов (по данным на 1 июня 2017 года) в 65,5 тыс. человек, почти каждый десятый банкрот - из Москвы. Немногим меньше - 4,3 тыс. человек - живут в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Третье место занимает Московская область с 3,5 тыс. банкротов. В «пятерку» также входит Краснодарский край (3,5 тыс. человек) и Башкортостан (2,3 тыс.). Показатель Татарстана - 1,4 тыс. человек, что больше, чем в Нижегородской области, но меньше, чем в Самарской и Саратовской областях.

Чаще других ведет к банкротству потребкредит, а Пензенская область - в лидерах по неудачным микрозаймам

Возвращаясь же к ситуации в Поволжье, интересно отметить, что основная масса потенциальных банкротов, по данным НБКИ , задолжала не по кредитам на крупные покупки - ипотека или автокредит, а по небольшим кредитам. Больше всего потенциальных банкротов - 90 тыс. человек (то есть более половины) задолжали по потребительским кредитам. При этом практически не отличается от общей картинки и деление людей по регионам и возрастам.

Впрочем, как отмечают в Национальном центре банкротств, иногда должник по одной из категорий становится должником сразу по нескольким статьям. «Достаточно распространенной является ситуация, когда заемщик, например, выплачивающий ипотечный кредит, испытывая материальные сложности, идет на новый заем в микрофинансовых организациях или берет срочный кредит. Как следствие, денежные обязательства значительно возрастают и очень быстро становятся неподъемными, что заводит гражданина в долговую яму», - говорят в НЦБ.

Вторая по значению «причина» нахождения в списке потенциальных банкротов - задолженности по банковским картам. Впрочем, количество должников здесь значительно меньше, всего около 14 тыс. человек. Как ни странно, типичный должник не отличается по возрасту и месту проживания и в этом случае. Интересно здесь, впрочем, отметить, что перевес Башкортостана по числу должников по этому виду кредитов гораздо больше, чем в других случаях. В Башкортостане проживает больше трети всех поволжских должников по «кредиткам», которым грозит банкротство, причем отрыв от ближайшего региона - почти в четыре раза.

Третий по значению вид кредитов, должники по которым могут стать банкротами, - автокредиты. Сейчас таких по Поволжью - 12 тыс. человек. Причем тут заметно, что на возраст от 30 до 39 лет приходится еще большая часть должников. Таких тут около 40%, а вот людей в возрасте от 65 лет - всего 0,6%.

Людей, которые могут стать банкротами из-за неплатежей по ипотеке, в Поволжье всего 3,6 тыс. человек. Причем это первый случай в ПФО, когда лидером по числу должников является не Башкортостан: здесь больше всего должников - в Пермском крае. Еще более интересная картинка появляется, если рассмотреть ситуацию с должниками по микрозаймам. При совсем небольшом общем их числе - 2,7 тыс. человек, более четверти приходится на один регион, причем довольно небольшой - Пензенскую область. Учитывая, что обычно аудитория микрофинансовых организаций бывает довольно ограниченной в деньгах, можно сделать выводы об уровне достатка в этом регионе.

Максим Матвеев,
аналитическая служба "Реального времени"

Комментарии

Олег Иванов

Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) понизило рейтинг Мордовии до уровня B, говорится в сообщении агентства. Это означает, что в регионе низкий уровень кредитоспособности, ему присвоен статус «рейтинг на пересмотре - негативный». Понижение связано с неспособностью выполнять обязательства перед кредиторами - Мордовия нарушила условия реструктуризации кредитов из федерального бюджета. По данным агентства, регион не в состоянии добиться единовременного снижения долга в 2020 году.

Отмечается, что федеральное казначейство должно было в течение 12 месяцев взыскать с Мордовии бюджетные кредиты на 20,48 миллиарда рублей (88 процентов собственных доходов республики в 2018 году). Минфин частично реструктурировал график списания задолженности, что позволило Мордовии с 1 декабря не возвращать средства, равные 15 процентам собственных доходов за текущий год. Остаток суммы был списан в полном объеме. С 1 февраля 2019 года объем списания составит, по оценке АКРА, 81 процент собственных доходов регионального бюджета за год. Если эти деньги спишут, Мордовия будет неспособна исполнять свои обязательства по обслуживанию рыночного долга.

Ситуацию комментируют эксперты Центра ПРИСП - руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области и политтехнолог, эксперт по коммуникациям .

Олег Иванов

Периодически возникают случаи, когда некоторые регионы страны оказываются или в преддефолтном состоянии, или же рейтинговые агентства понижают им рейтинг до состояния «технического дефолта».

Похожая история произошла с Новгородской областью в 2015 году, когда рейтинговое агентство Standard & Poor"s объявило регион в состоянии технического дефолта. Однако никакого банкротства регионов быть не может, в первую очередь, по политическим причинам. Поскольку Россия является федеративным государством, то регионам, находящимся в преддефолтном состоянии, государство оказывает поддержку. Кроме того, два региона страны - Республика Хакасия и Костромская область - находятся под внешним управлением. Таким образом, федеральные власти берут на себя финансовое управление субъектами. Можно предположить, что федеральный центр найдет источники и поможет субъекту покрыть свои долги.

Алена Август

Губернаторам кризисных территорий «не стоит надеяться на различные громкие фамилии, за которыми обычно удавалось спрятаться.

Введение четких критериев оценки эффективности губернаторов является инструментом, позволяющим исключить любые возможности помощи со стороны влиятельных покровителей. Понятно, что экономика сегодня, мягко говоря, не на подъеме. Но это вовсе не означает, что надо сложить руки и просто подавать блистательные отчеты наверх при совсем иной реальности.

© 2024 locusterra.ru -- ОхотаГуру - Информационный портал